Шаманское путешествие в другое измерение

02.12.2011

Абакан нас встретил дождем. Раннее утро, а по московскому времени вообще два часа ночи, дождь, мы в столице Хакассии и до Кызыла еще почти 500 км.


Дождь в дорогу – очень хороший знак, он очищает, смывает все ненужное, все, что налипло, приклеилось к нам от самой Москвы. Стоило поехать за 5000 км, чтобы это прочувствовать, осознать. В Сибири другие люди, другой воздух, все по-другому. Уже начиная с самой подготовки нашего путешествия, все мы начали перенастраиваться под нечто новое, и вот по прибытию эта новая настройка вошла в очень активную, весьма ощутимую фазу. Группа собралась на привокзальной стоянке, и мы начали грузиться в такси до Кызыла, с трудом умещаясь впятером со всеми вещами в семиместную Хонду Одиссей. Люди в группе подобрались очень не случайно, ведь еще в Москве было очень большое количество желающих, а вот добрались сюда далеко не те, кто ярко выражал желание ехать. Сила сама все определила. Трое мужчин и две женщины – пять, тоже очень хорошее число.

Мы выехали из Абакана точно по графику. Вообще удивительно, но все время семинара нам, так или иначе, удавалось придерживаться графика, не смотря на уникальное явление – «тувинское время». Тувинское время – никто никуда не спешит, «сейчас» и «скоро» понятия относительны и захватывают временной интервал более суток, любые договоренности такие же эфемерные, как и тени от облаков на ликах тувинских степей, расстояния измеряются в «скоро», «скоро-скоро», «далеко». Москва – «очень далеко», Абакан – «скоро». В этом отношении работа принимающей стороны была просто прекрасно организована. Все участники выражают огромную благодарность замечательным людям и нашим учителям, Людмиле Кара-ооловне Оюн, потомственной шаманке, председателю нового шаманского общества «Центр культурного развития «Ак Бθру» (Белый Волк)» и потомственному шаману Когелу Допаевичу Ооржаку за удивительно четкую, в таких условиях, организацию и яркую, интересную и очень познавательную программу семинара.

Смена пейзажей по дороге просто потрясала – это и обильно покрытая поселками Минусинская долина, и заснеженные вершины прекрасных Саян, и холмистая тувинская степь с синими абрисами горных массивов на горизонте. Хотелось все-все сфотографировать, запечатлеть, и даже усталость от пятичасового переезда не так ощущалась, настолько яркими были открывающиеся картины живой природы юга центральной Сибири.

Кызыл нас встретил солнцем. В гостеприимном доме Людмилы Оюн прошло наше очередное собрание, на котором все участники семинара познакомились и с принимающей стороной и с уточненным графиком мероприятий. Сразу после этого, всю дружную компанию повели знакомиться с городом Кызыл. Мы обошли весь центр Кызыла, сувенирные лавки и торговые центры, запаслись наборами цветных ленточек – чалама, и наборами цветных платков – кадаков, а так же каждый приобрел себе все недостающее для дальнейшей работы в рамках семинара. Традиционные цвета ленточек или платков для подношений – белый, синий, зеленый, желтый, красный, по одной из версий обозначающие подношения Духу, Небу, Природе, Мирозданию и всему, что можно выразить словом Благосостояние. В Тыве, как и во многих других местах Сибири, на перевалах, у рек, у родников и в лесах можно обнаружить деревья или шесты с большим количеством повязанных на них ленточек и платков.

Многие, кто проезжает мимо, останавливаются и повязывают заранее припасенные чалама или кадаки в таких значимых, священных местах, с просьбами о хорошей дороге, об удаче и т.п. Традиционная культура Тывы учит находиться в гармонии с окружающим пространством, учит относиться к Природе с подлинным уважением, с пониманием того, насколько человек зависит от всего, что происходит вокруг и от своего отношения к этому. Особенно это явно заметно в местах, не тронутых цивилизацией, где на стойбищах семьи живут круглый год, а колебания температур бывают от +50С летом до -60С зимой, и способов выжить в таких суровых условиях, способов растить детей, заниматься хозяйством, без гармоничного сосуществования с Силами Природы просто нет. Если по той или иной случайности эта гармония нарушается, приглашают шамана, способного своими методами вернуть утраченную гармонию, помочь, исцелить, а значит и наладить жизнь людей. Методики эти передаются из поколения в поколение потомственными шаманами, получаются как озарения шаманами небесного или иного происхождения.

Тыва уникальна также и тем, что в ней, в связи с ее удаленностью от цивилизации сохранились традиционные верования и методы, идущие из глубины веков, не тронутые ни ассимиляцией другими народами, ни оккупациями, ни советским периодом уничтожения тувинской культуры. Официальная письменность в Тыве появилась в 1930 году, а уже во время войны, в 1944 году, Тувинская Народная Республика присоединилась к СССР как автономия. Конечно, носителей традиционной культуры и верований новой республики в СССР преследовали, репрессировали и расстреливали, но в глубокой далекой тайге, в дальних стойбищах и в недоступных горных массивах традиция была сильна и не исчезла, не погибла, а сохранилась благодаря стараниям отчаянных людей, патриотов своей Родины, ученых, шаманов. Самым ярким из этих людей заслуженно является Монгуш Борахович Кеннин-Лопсан, носящий мировой титул «Живое сокровище Шаманизма», Верховный Шаман Тывы, пожизненный Президент Тувинских шаманов. Благодаря этому прекрасному человеку традиция тувинского шаманизма получила новый этап развития в 1993 году, когда шаманизм, как практика, вышел из своеобразного «подполья» и снова стал неотъемлемой частью жизни тувинского народа. Наша группа побывала в гостях у Монгуша Бораховича уже после семинара и получила благословение на нашу работу, его Силой и благопожеланиями перед нами открылась Белая Дорога во всей нашей деятельности, во всех личных и общих стремлениях, в получении Знания и в движении нашего Духа. Еще раз мы благодарим от всего сердца этого замечательного и светлого человека.

Первый день в Кызыле прошел очень насыщенно. Познакомившись с городом, с людьми, с бытом городских тувинцев, наша группа отправилась за пределы города, на правый берег реки Енисей, который называют Улуг-Хем (Великая Река), к целебным источникам «Бобры». Там состоялось открытие семинара «Шаманское путешествие в другое измерение», который организовали МЭФ «ИНТЕНТ», потомственная шаманка Людмила Кара-ооловна Оюн (г. Кызыл) и потомственный шаман Когел Допаевич Ооржак (г. Чадаан). Обряд открытия состоялся после полуночи. В эту ночь было новолуние, рождение новой Луны, что стало прекрасным знаком для начала нового этапа нашего обучения и работы.

Открытие прошло мощно, ярко, все почувствовали новые энергии, новые ощущения стали стартом для нашей работы, Улуг-Хем новых знаний подхватил нас и с каждым ударом бубна все быстрее и быстрее нес в неизведанное. После обряда мы еще долго обсуждали новый опыт, слушали пояснения и новую информацию, учились, пели песни Енисею, настраивались на новые потоки энергии Тывы. До самого рассвета продолжалась работа и обучение, общение и погружение в мир тувинского шаманизма.

А уже утром, успевшие за несколько часов выспаться в своих нагретых утренним солнцем палатках, мы собрались и выехали в другое уникальное место, называемое Чалама. В этом месте каждую весну шаманы общества «Адыг Ээрен» проводят обряды для набора Силы на весь год.

По просьбе Людмилы Оюн нас пригласил туда один из членов общества «Адыг Ээрен», и после приглашения Людмила Оюн организовала на это священное место нашу поездку. Дорога к местечку Чалама идет по правому берегу Енисея, по очень живописной местности, в которой протяженные степи сменяются горными массивами, великое небо низко нависает то глубокой синевой, то грозовыми тучами над хребтами и долинами, а дикие верблюды с буддийским спокойствием наблюдают за редко проезжающими машинами. Несмотря на небольшое по местным меркам расстояние, благодаря сложной дороге мы добирались достаточно долго, так, что над нами успели собраться облака, и закапал незначительный дождик. Мы поглядывали на Людмилу и сопровождавшего нас шамана, будет ли обряд?

Шаманы были спокойны и молчаливы и явно не беспокоились по таким пустякам. Немного поплутав по ближайшему населенному пункту, водители привезли нас на место. Справа строго глядели на нас вертикальные скалы какого-то горного массива. Слева текли две быстрых речки, параллельно друг другу, прямо перед нами был небольшой ручеек, а на самом месте находилась необычная по форме скала, похожая на улей, небольшого, по сравнению с другими, но все же внушительного размера. Рядом со скалой и было обрядовое место общества «Адыг Ээрен». Подготовка заняла не очень много времени, пока мы собрали дрова и сложили костер, пока разложили вещи и перекусили, закончился мелкий дождик. Людмила комментировала свои действия и рассказывала об обрядах, проводимых шаманами общества «Адыг Ээрен», привлекала нас к работе по организации обряда. Вскоре было рассказано, что и как мы делаем, и обряд начался. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что на этом обряде мы учились и работали вместе со старшими товарищами.

Начало обряда и его окончание были отмечены реально мощными раскатами грома, и за время всего действия не упало ни одной капли дождя. Мы смогли увидеть работу и другого шамана, участвовать, следуя за ним, обучаясь сразу в действии. Увидели другой рисунок и другой подход, новые для себя моменты и новые действия. Уже после мы получили комментарии от Людмилы Оюн, которая старалась нам многое разъяснить, дать рекомендации, дать идеи, направление для мысли и действия в нашей дальнейшей работе. Костер прогорел полностью, ровно, хорошо. Пламя было мощным.

Обряд прошел успешно, все было выполнено правильно. На Чалама принято оставлять у скалы записки со своими просьбами и пожеланиями. Каждый из нас смог это сделать. С большой благодарностью мы отнеслись к такой прекрасной возможности учиться, обращаться к Силам Природы, почувствовать мощь и красоту этого места. Потихоньку собравшись, мы уехали, сохранив в памяти и в сердце незабываемые ощущения. Дорога обратно показалась нам гораздо более быстрой, мы вернулись в Кызыл, чтобы утром, выехать в другом направлении – к великой священной горе Хайыракан, которую в свое время освятил Далай-Лама. Утро в Кызыле встретило нас жарой, мы собрали все вещи и снова погрузились в машины, отправляясь к горе Хайыракан. Поездка обещала быть быстрой и комфортной. Мы добрались до священной горы еще днем и заехали к одному малоизвестному месту у ее подножия. Там, в выступающей скале, находятся два сквозных отверстия, одно над другим. По традиционным верованиям, пролезть через такие отверстия означает очиститься и как бы переродиться в некоем новом качестве, которое намеревается при прохождении через них. В этом месте второе отверстие, которое находится выше первого, требует сноровки, чтобы туда забраться и спуститься с другой стороны. Такое сочетание отверстий достаточно редко и поэтому такое место считается очень хорошим для подобной практики «проползания». Повязав чалама на оваа, рядом с первым отверстием, весело и с уважением к месту, мы пролезли через оба отверстия, получив очищение и как бы переродившись, перед прибытием на запланированное место с обратной стороны священной горы.

Перерожденные и очищенные, довольно быстро мы приехали к священному месту у подножия горы Хайыракан, куда и была запланирована поездка, и, найдя подходящий пятачок среди мелких колючих кустов, поставили свои палатки. Практически сразу после приезда к нам подъехал чабан и попросил Людмилу не камлать с чужыми людьми, чтобы не разгневать Силы этого места. Он был очень благожелательно настроен, предлагал ночлег на стойбище, предположил, что будет холодно и ветрено. После такого указания, Людмила приняла решение провести не обряд, а другую практику, связанную с представлением нас этому месту. Это так же целый ритуал, который был сам по себе интересен, и как результат, Силы этого места позволили провести освящение кузунгу, шаманских зеркал, дав прямое указание и подсказав, что и как делать.

После того, как место нас приняло, мы задумались об обряде. Однако пошел дождь, и мы поняли, что нам не хватит подготовки и знаний, что бы камлать на этом священном месте. Как только пришло это понимание, и было принято окончательное решение не проводить шаманскую работу, дождь прошел, а ночь была теплая и безветренная. Прекрасным свежим утром стало понятно, что камлать нам не только можно, но и нужно на другой стороне, где были отверстия. Собравшись и поблагодарив это гостеприимное прекрасное место, мы отправились обратно. Конечно, там и не было дождя, было сухо, а над нами в высоких облаках образовался круг синего Неба. Под руководством Людмилы мы провели очень необычный обряд с тремя кострами и с другим подходом в работе. Стало еще более понятным, как выбираются способы работы, как услышать, что действительно нужно на каждом конкретном месте. Работа прошла мощно, сильно. Мы многому научились, запомнили. После обряда, возвращаясь к машинам, мы увидели, как круг синего Неба увеличивался, пока буквально за 20 минут облака полностью не исчезли. На выезде вдоль грунтовки от горы Хайыракан нас сопровождали орлы, количеством равным количеству работавших на обряде. Они проводили нас до асфальта и явно открыли нам путь дальше. Все хорошо. Чаа.

С благодарностью мы отправились дальше, в город Чадаан. Наш маршрут пролегал по центральной Тыве на запад. В городе Чадаан мы должны были встретиться с известным потомственным шаманом Когелом Допаевичем Ооржаком, который пригласил нас, как участников семинара в свои края для знакомства с традицией и для обучения шаманской работе. Эта часть нашей поездки стала незабываемым подарком для всех. Мы приехали в Чадаан днем, в гостеприимный дом Когела Допаевича, удивительно быстро. Он был в городе, что бывает очень редко, и ждал нас. Людмила познакомила нашу группу с этим удивительным человеком и мы, подарив ему подарки, провели время до утра в общении и ожидании поездки в тайгу, на летнюю стоянку шамана. Рано утром, наша группа разделилась, женщины с шаманом отправились к чабанам за барашком, чтобы потом догнать мужчин, а мужчины с племянником Когела Допаевича отправились на летнюю стоянку. Прибыли мы на место все одновременно.

Удивительная природа юго-запада Бай-Тайгинского кожууна, огромные лиственничные леса, где многие деревья в два-три обхвата толщиной, чистейшие реки, удивительные краски природы, горы с заснеженными вершинами, дикие животные, которые срывались с места при виде железных колесных монстров, поразили нас своей открытостью и чистотой. Дороги там, кстати, весьма условные, поначалу это вполне обычная грунтовка, но потом начинается «Camel Trophy», при этом основной транспорт это либо проходимый легкий уазик, либо вездеход ЗИЛ 131, а сама поездка вызывала азарт и желание сесть за руль. Однако, какая бы ни была дорога, место, куда мы прибыли было еще более удивительным. Там сразу чувствовалась некая чистая, как прозрачный поток, Сила, омывавшая всю долину, покрытую лиственничной тайгой. Дышалось удивительно легко, тело было как будто готово двигать горы, но при этом было расслабленное и умиротворенное. Яркое солнце, чистое небо и прозрачная река довершали прекрасную картину.

Мы расположились под сенью вековых деревьев, недалеко от Чадаан-реки, расставив палатки и походную утварь мы принялись за организацию праздничного завтрака из барашка. Вообще, общий настрой был очень позитивным. Наши дамы под руководством Людмилы, определив себе помощника, взялись за разделку барашка и приготовление колбас, печени в курдюке и прочих весьма вкусных блюд. Мужчины, быстро организовав очаг из больших речных камней, вовсю орудовали у костра, готовя воду для шурпы, поджаривая всякие мясные вкусности. Традиционное питание чабанов включает в себя мясо баранов в виде множества блюд, которых они готовят действительно искусно и вкусно. Практически утро и весь день до вечера был посвящен своеобразному отдыху, застолью, в процессе которого мы общались, а в основном слушали истории старого шамана про тайгу, эти места, про шаманскую работу, про всякие нюансы местного уклада жизни и т.п. Постепенно нам открывались многие аспекты деятельности тувинских шаманов, как помощников своего народа, духовных лидеров, целителей и защитников перед различными Силами. Деятельности, главным принципом которой является гармония со всем, что их окружает. И если она нарушается, то следует приложить все силы, невзирая на свои неудобства, противление людей и другие условия, чтобы восстановить гармонию, зачастую с усилиями, не сразу, не быстро, но несгибаемо. И тогда все ненужное исчезает, бесследно. Это - магия тувинского шаманизма.

Самые тонкие ощущения, самые незаметные моменты нашего восприятия ярко и однозначно высвечиваются вниманием шамана и в соответствующем контексте динамики энергетических потоков выбираются действия, восстанавливающие гармонию этих потоков, действия истинной легкости и непринужденности, действия без оглядки на мнения и оценки, безупречные не в чьих-то глазах, а перед Силой, с которой шаман связан напрямую. В культурах, где сильны традиции предков, где шаманизм не исчез, не переродился во что-то новое, часто преследующее какие-то иные цели, это хорошо понимают, хотя могут и не выразить словами.

Кстати, может показаться удивительным фактом, что шаманы, в данном случае, те, которые помогали и обучали нас на семинаре, имеют высшее образование и вполне хорошо могут объяснить нюансы методик и подходов, и все нужное для нашей работы, как обучающихся. Нам действительно очень повезло, это был подарок Силы и мы благодарны за это. К вечеру этого дня был назначен обряд освящения шаманского дерева. Это важный обряд в тувинской традиции. Освящение шаманского дерева проводится для укрепления благополучия жизни и здоровья людей. Тувинцы верят, что «дагылгалыг ыяш эрзи», т.е. хозяин освященного дерева, приносит им добро, здоровье и благополучие. Для камлающего шамана, дерево-шаман становится как бы символом веры. Шаман-дерево «хам ыяш», одиноко стоящее, богатое ветвями и зеленью, его еще называют «бай ыяш», это чаще всего богатая, отдельно стоящая лиственница. Обряд у такого дерева проводится с целью предотвращения опасностей для себя и своих сородичей.

В нашем случае обряд был еще и способ войти в традицию, получить благословение на шаманскую работу, завершить посвящение. Вечером мы начали собирать дрова для обрядового костра. Размер сложенного костра был очень внушительный. После его подготовки было необходимо уйти и заняться чем-то другим до заката. Мы ждали, готовились, обсуждали наши действия, слушали - обучались. Когда солнце начало садиться, мы вернулись к шаманскому дереву и сделали все соответствующие подношения под руководством старших шаманов. Сразу после полуночи был зажжен обрядовый огонь. Стало ясно, что то, что обсуждали и как планировался обряд, явно не будет реализовано. Действия Когела Допаевича были другими и все настроились на резонанс с новым рисунком обряда. Стали ясны изменения в запланированном, т.к. старший шаман увидел другую причину работы и обряд пошел по другому руслу - очень мощно, ярко, фантастически. Не буду описывать сам обряд, он был долгий, красивый, очень мощные потоки энергии были на обряде, своими глазами люди видели то, что было другой реальностью.

После обряда, с запущенной по кругу чаркой араки, старший шаман говорил. Говорил о благословении на шаманскую работу, говорил о том, кому пора брать в руки дунгур, бубен. Много нового, новых знаний, рекомендаций мы получили в ту ночь. Этот опыт не стереть, ни потерять, он с нами, в наших сердцах. Как и наша благодарность. Эта ночь была чудесная, многие продолжали работу осознанно во сне. Опыт, полученный телом, будет осознаваться еще долго. Оказалось, что Когел Допаевич принял решение отвести нас еще на одно место, в верховья Чадаан-реки. Утром, едва позавтракав, мы снялись с места и отправились на другую стоянку. Мы долго ехали по старому каменистому руслу высохшей реки, где местами еще лежал толстый слой льда. «Camel Trophy» продолжалось, но с небольшими приключениями мы все-таки добрались до нужного места. Там было очень красиво!

Искристая река, огромные лиственницы и высокий горный массив, на котором еще сохранились небольшие снежники, участки лежалого спрессованного снега - картина достойная кисти художника. Цветы, красивейшие камни и все под чистым синим небом. Быстро разместившись, все спустились к речке и сделали подношение реке с просьбой о хорошей стоянке, хорошей рыбной ловле. После, кто-то отправился купаться, кто-то решил удивить нас кулинарным искусством, племянник Когела Допаевича отправился на рыбалку. День прошел в общении и отдыхе, в процессе которого нам объясняли, как делаются обряды разделения стихий, менги, световых знаков по тувинскому календарю, как работать, т.е. камлать, с кузунгу, когда нет более ничего из атрибутов и многое другое.

Вечером, сидя у костра, мы вспоминали, рассказывали и слушали истории, наслаждались тишиной тувинской ночи. Обратная дорога, по ощущениям, заняла гораздо меньше времени, по знакомому маршруту кажется, что ехать легко и быстро. Мы добрались до города Чадаан и с самыми прекрасными чувствами и с благодарностью распрощались до следующего года с уважаемым Когелом Допаевичем Ооржаком и его родственниками. С огромной благодарностью низкий поклон Вам, Когел Допаевич, от всех нас! Наша дальнейшая дорога лежала к родоновому источнику Кара-Суг, Черная Вода, удивительному, очень сильному исцеляющему месту. Сезон посещения ааржана, т.е. источника, еще не начался, и это было очень удачно, т.к. в сезон около него на склонах и полянах стоят десятки палаток, сотни людей приезжают за исцелением целыми семьями, туристы со всех регионов России и зарубежья ежегодно тысячами посещают этот источник. К нашему приезду всего одна семья отдыхала у источника, они были веселы и дружелюбны. Узнав у Людмилы что это за группа, они выразили интерес к нашему обучению и работе и даже любезно помогли собрать дрова для обрядового костра.

После нашего приезда прошел небольшой дождик, мы сходили к источнику и попросили разрешения провести работу, в ответ на нашу просьбу в небе появилась радуга, она росла и выросла большой полной яркой дугой через все небо, а вслед за ней появилась вторая радуга над первой. При этом тучи за радугами отошли, за спиной было вечернее солнце, а справа от радуг, в расчистившемся небе стояла луна, одновременно две радуги, луна и солнце - это очень хороший знак. Людмила сказала, что ее учитель говорил, когда радуга, все хорошо идет, все хорошо будет. Еще днем Людмила рассказывала нам о нюансах работы у источника и в горах, объясняла тонкие моменты шаманской работы, которые влияют на протекание обряда и на его результаты, а после мы готовились к работе, отдыхали, гуляли по окрестностям, мариновали баранину для шашлыка и ждали заката. С закатом мы поднялись на гору и повязали кадаки и чалама, т.е. шелковые платки и ленточки, на оваа на вершине горы над источником. После мы пошли на место проведения обряда, где заранее был сложен костер и подготовлено все, что нужно для обряда. Людмила дала дополнительную вводную информацию, один из мужчин зажег огонь и вслед за Людмилой мы начали камлание. Это было очень интересное, необычное камлание, на котором у каждого было столько разных инсайтов, откровений и переживаний, что по окончании работы мы все дружно и в абсолютном молчании ушли к своим палаткам и потом до утра вообще не разговаривали о пережитом.

Осознание произошедших событий происходит и по сей день. Это был подарок от ааржана Кара-Суг, Сила, которую мы достойно встретили и которая меняет нас до сих пор. Утро нас встретило солнцем и машинами, которые приехали за нами. Попрощавшись с удивительным местом, поблагодарив его от всего сердца, мы отправились в Кызыл, чтобы немного отдохнуть от палаточной жизни, отмыться и отправиться дальше, на юг Тывы, к чистейшему озеру Чагытай у подножья величественного Танну-Ола, к соленому озеру Дус-Холь, которое называют озеро Сватиково. По дороге в Кызыл мы заехали в новый гостиничный комплекс, сделанный из юрт, разного размера, с шикарным убранством внутри и традиционных для Тоджинского кожууна чумов из бересты. Смотровая площадка с высоты окружающих гор с видом на Енисей была так же интересна, тем более, что течение создавало очень красивые узоры, водовороты и было очень быстрым, и это было хорошо видно с такого расстояния от воды. Добравшись до Кызыла, и оставив вещи в доме у Людмилы, мы отправились в новую и очень качественную баню, которую нам организовали добрейшие люди по просьбе Людмилы, за что им всем огромное спасибо!

Напарившись и как следует отдохнув, утром мы снова собрались и выехали на озеро Чагытай. Дорога у озера была очень сложной, но мы добрались до запланированного места, до домика лесника, который расположен прямо на берегу озера. Из дома лесника, кроме него, нас вышли встречать молодые ребята, отдыхавшие с семьей. Они угостили нас недавно выловленной, пожаренной озерной форелью, а лесник помог выбрать место для палаток и разрешил пользоваться своим дровняком. Вообще, в этой поездке нам встречались очень гостеприимные, добрые и отзывчивые люди. Мы им очень благодарны. Отдельное спасибо хочется сказать водителям, которые самоотверженно возили нас по республике. Мы насчитали, что наши маршруты только по республике составили более тысячи километров! И далеко не всегда по асфальту - огромная работа! Озеро было просто наичистейшим, т.е. совсем-совсем прозрачная вода, холодная, но такая манящая, что мы не выдержали и сразу полезли купаться. Кстати, с лодки на глубине метров пяти дно видно вплоть до мелких камушков. Это мы выяснили на утренней рыбалке.

Но все по порядку. Накупавшись и отдохнув, Людмила рассказала о запланированном на озере: наша задача была научиться правильному, традиционному исполнению алгышей, т.е. шаманских песен, исполняющихся во время камлания. Объяснения, демонстрации и рекомендации, а так же наши попытки и ответы на наши вопросы заняли время до вечера, и уже к вечеру Людмила решила показать работу с алгышами в непосредственном камлании. Надо сказать, что за это время мимо нас проезжали рыбаки, проходили отдыхающие и все интересовались русскими, которые приехали в палатках. К моменту начала работы Людмилы, одни из отдыхающих находились совсем рядом. Мы предложили Людмиле так же нам поучаствовать в работе, следуя за ней, используя алгыши в нашей работе исходя из полученной информации. Вообще, принцип «следуй за мной» с определенным количеством нужной информации, как нам показалось, был отличительной чертой такого обучения. И нам очень повезло, что Людмила весьма подробно отвечала на наши вопросы и старалась объяснить сложные моменты. С согласия старшей шаманки мы подготовились к работе, в тоже время на обряд были приглашены отдыхавшие недалеко рыбаки с семьей.

Работа началась с красивого алгыша, который исполнила Людмила Оюн, а вслед за ней мы продолжили работу своим пением, работая в едином ритме. Было ощущение, что работает один дунгур, было ощущение единства, мощные потоки энергии захлестнули всех участников обряда. Присоединившимся к нам рыбакам так же повезло, как сказала Людмила, они получили исцеление. Работа была очень большая и сильная. С нами пело все вокруг - и озеро, и горы, и почти полная луна, и тайга на склонах гор. Фантастическое ощущение глубокого единения с природой не покидало нас еще долго. Когда обряд закончился, мы увидели освещенное лунным светом почти белое облако в виде фигуры волка в прыжке, на фоне черного неба. Это был очень хороший знак. Ак-Бθру, Белый Волк, это символ нового шаманского общества «Центр культурного развития «Ак Бθру», которое организовала Людмила Кара-ооловна Оюн. Удачи и Белой Дороги ей в этом начинании и во всех делах! Мы не ложились до утра, так были переполнены невероятными ощущениями.

А рано утром на рассвете решили отправиться на рыбалку. Точнее даже не столько на рыбалку, сколько просто потянуло выйти на лодке на озеро, встретить золотой рассвет, полюбоваться на окружающую красоту. Вода настолько чистая, что в рассветных сумерках четко видно дно. Золотые лучи восходящего над озером солнца никогда не забудутся нами. Любуясь этими чудесами, мы конечно практически забыли про рыбалку, да и особо не старались что-то поймать. Вернувшись и немного вздремнув, вместе со всеми мы начали готовить завтрак и занялись подготовкой и пересмотром своей атрибутики, обсуждая интересные моменты с Людмилой, что-то шили новое, что-то ремонтировали, спокойно и не спеша до самого вечернего отъезда. На вечер у нас было намечено купание в соленом озере Сватиково. Ближе к вечеру к нам подошел какой-то мужчина, который очень заинтересовался тем, что происходило ночью. Оказалось, что это был знакомый Людмилы Оюн по деятельности в сфере образования. Он представился интересным именем - Алтай Николаевич, расспрашивал нас о нашей поездке, расспрашивал Людмилу о нас. После этого, он попросил попробовать ему помочь и мы не смогли отказать, сделали, что смогли. Понятно, что в таких условиях, перед отъездом, и зная, что мы человека не увидим и не сможем спросить о последующем процессе, мы постарались быть максимально корректными, нейтральными и не инвазивными в своих действиях.

В качестве благодарности, Алтай Николаевич предложил сопроводить нас кратчайшей дорогой до озера Дус-Холь (Сватиково) от озера Чагытай. Мы согласились и поехали бескрайними тувинскими степями, степными тропами, мимо озер и небольших поселений. На дороге то тут, то там появлялись тушканчики, сеноставки, суслики и другая живность, и до самой темноты над нами кружили орлы. Под дружный хохот, преодолевая на микроавтобусе последнюю канаву, сделавшую бы честь хорошим гонкам по бездорожью, мы наконец-то добрались до озера Сватиково. Все вместе, от всего сердца поблагодарив нашего проводника, мы разбились нà две группы, мужчины расположились у озера перекусить, а наши дамы отправились купаться в теплой соленой воде озера, которое обладает огромным спектром полезных воздействий на организм человека. Искупавшись, отдохнув и перекусив, мы отправились в Кызыл, чтобы утром посетить избушку Монгуша Бораховича Кеннин-Лопсана при Национальном Краеведческом Музее имени Шестидесяти Богатырей в Кызыле, Республика Тыва.

Утром следующего дня, выспавшись и позавтракав, мы отправились в город. Людмила поставила задачу самостоятельно найти избушку и М.Б. Кеннин-Лопсана. Достаточно долго, по нашему мнению, мы плутали, спрашивая кызыльцев о краеведческом музее. В итоге мы добрались до него, но все еще никак не могли найти избушку, (которая находится во дворе музея!) пока не ушли в другую сторону, где были детские образовательные учреждения и пока мы не нашли крупные белые и темные перья на земле. По традиции, найденные на земле перья нужно либо забрать с собой, либо поместить над землей, например на дерево. Птица должна летать и ее полет должен быть легок, как и наш путь. Сразу после того, как мы разместили перья над землей, не сговариваясь, мы повернули в сторону музея, молча вошли на территорию и на крыльце избушки стоял Монгуш Борахович, который махнул нам рукой и скрылся в дверях. Ну, такого знака и конкретного продолжения мы не ожидали. С радостью и удивлением мы вошли к нему в рабочий кабинет, традиционно поднесли специально припасенные шелковые платки всех цветов, особенно белого, рассказали, кто мы такие, зачем и к кому приехали, задали свои вопросы, попросили подписать книги. Монгуш Борахович очень благожелательно отнесся к нам, к нашей поездке и выразил свои благопожелания, которые реализуются и по сей день. Мы получили благословение на шаманскую работу, его Силой нам открылась Белая Дорога и мы благодарны и признательны Монгушу Бораховичу за это. Он так же подписал нам книги, а потом из своих запасов достал редкие книги, тираж которых составлял не более пары тысяч, и, подписав, отдал нам. Потихоньку пришла Людмила Оюн. Монгуш Борахович Кеннин-Лопсан долго о чем-то говорил с ней, а потом согласился с нами сфотографироваться, и со всей группой и с каждым, кто пожелает.

После встречи, Людмила заметила, что он был по-необычному очень благожелательно к нам настроен и то, что он согласился сфотографироваться, это было весьма показательно. Мы еще долго общались и с благодарностью в сердцах ушли, чтобы приехать к гостеприимному хозяину избушки еще раз. День подходил к концу, завтра уезжать. Вечером мы еще раз заехали на источники Бобры, под Кызылом. Мы прощались с Тывой, с прекрасными местами, где мы побывали, с прекрасными людьми, которых мы повстречали на своем пути, с нашими дорогими наставниками и учителями, мы выражали свою признательность, благодарность и радость от всего сердца, от всей Души! Рано утром группа уже собиралась, некоторые из нас пошли гулять по Кызылу, посетили Центр Азии - стелу, установленную в географическом центре Азии, посетили место, где находилось общество «Тос-Дээр» (Девять Небес) и почтили память Великой шаманки Ай-Чурек.

Мы прощались с Тывой еще раз, дарили подарки, благодарили. Благодарили Людмилу Кара-ооловну Оюн за ее труд, за прием и за все, что она для нас сделала! Огромная наша благодарность Вам, Людмила! Это была незабываемая по силе и опыту поездка, такое не повторяется. Не передаваемо словами то, что каждый из нас обрел там, и пытаться это передать в тексте просто невозможно. Мы уехали из Тывы, чтобы вернуться. Вернуться еще, как минимум, два года подряд. С низким поклоном Тебе, Тыва! Все хорошо, чаа…


Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы добавить комментарий представьтесь, пожалуйста.
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека