Первое сновидение
Мое первое знакомство с Карлосом Кастанедой (см. раздел "Библиотека сайта") , как не странно, началось именно с темы сновидения. Это произошло в еще в 1995 году, когда мой знакомый, который интересовался Кастанедой, спросил меня, знаю ли я во сне, что сплю. Меня сразу увлекла идея осознанных сновидений, и я тоже начал читать книги Карлоса Кастанеды.
Начал я сразу с последней книги в то время, а именно с «Искусство сновидения». Прочитал я эту книгу на одном дыхании, описание встреч с неорганическими существами, путешествия по различным мирам и встреча с Арендатором поразили меня. Очень захотелось попробовать.
Кстати, на тот вопрос моего знакомого: «осознаю ли я себя во сне», особо не задумываясь, я ответил, что да. Однако вскоре я быстро понял, что те сны, которые были у меня, сильно отличались от тольтекского сновидения. Да, я иногда хорошо помнил свой сон, особенно сразу после просыпания, иногда удавалось даже снова уснуть и «досмотреть» прерванный сон. Также я заметил, что во сне часто помнишь свои предыдущие сны, которые продолжаются в этом. Получается как бы еще одна жизнь, только происходящая во сне. Но все это знание приходит всегда в момент просыпания и так же быстро уходит, когда окончательно проснешься. Это достаточно короткий миг, когда ты еще почти спишь, и для тебя твой сон является реальностью, но ты уже проснулся и понял, что это сон.
Именно это состояние я и имел в виду, когда ответил «да», на вопрос моего знакомого. В этом состоянии можно дальше заснуть и продолжить смотреть свой сон дальше или переключиться на другой сон. Однако увидеть в таком варианте свои руки никогда не удавалось. Если это попробовать сделать в этом состоянии, то сразу просыпаешься. Складывается впечатление, что смотреть во сне не на что, т.е. окружающая картинка как бы отдельно от тебя, как в кинотеатре. Т.е. ты хорошо помнишь, что только что ты был в ней, а сейчас она становиться далеко и мгновенно «тает». Потом можно опять уснуть, но при этом ты напрочь забываешь про руки и осознание себя, а вспоминаешь опять в момент просыпания и т.д. Короче, помучился я тогда несколько месяцев и прекратил настойчивые попытки осознать себя во сне. Книги я тогда прочитал почти все, но к сожалению, идеи безупречности и сталкинга тогда остались мною не понятыми.
Следующая моя встреча с тольтекским учением произошла только спустя 10 лет. Как только я снова начал интересоваться тольтекским знанием, так сразу попробовал войти в сновидение. И как и раньше результат был тем же, т.е. никаким. Однако я продолжал пробовать почти каждую ночь, благо это не очень сложно. Перед тем как уснуть, я говорил себе, что нужно увидеть во сне свои руки, однако проснувшись я понимал, что в очередной раз ничего не получилось.
Для того, чтобы найти какую-нибудь технику, которая бы позволила войти в осознанное сновидение, я прочитал все, что смог найти в Интернете, прочитав также, что по этому поводу пишут в различных форумах по данной тематике. Вообще, после прочтения всех этих форумов, создается впечатление, что сновидеть очень просто, там чуть ли не каждый второй каждую ночь разгуливает в сновидении, встречается с неорганическими существами или преодолевает третьи врата. Однако ни оптимизма от этого всего, ни понимания, почему же все-таки ничего не получается, однако, не прибавляется.
Лично мне больше всего понравились техники вхождения в сновидение, описанные в книге Ксендзюка «Видение Нагуаля» (см. раздел "Библиотека сайта") . Есть у Ксендзюка также более подробное описание этих же техник в «Порогах сновидения», но там они гораздо сложнее и не понятнее.
Так вот, Ксендзюк советует готовиться к сновидению еще днем, пребывая в первом внимании, а именно практикуя сталкинг и безупречность. Первое что я попробовал, была попытка увеличения общей осознанности и аллертности, т.е. отслеживание всех своих реакций и стереотипов реагирования на протяжении всего дня, и попытка контролировать поток своих мыслей и эмоций. У меня мало что из этого получалось и получается, в лучшем случае удается сразу после происшествия какого-либо события и своей реакции на это событие, отследить, что реакция была не та, которая должна была быть. В лучшем случае удается переключить в этот момент внимание на что-то еще, чтобы прекратить бессмысленную потерю энергии. Хотя и это удается далеко не всегда. В случаях сильных эмоциональных реакций удается только внешне себя вести относительно спокойно, внутри же продолжает все «бушевать». В этом случае даже переключение внимания не всегда помогает, т.к. эмоцию ощущаешь телом, как спазм в районе солнечного сплетения, даже если стараешься об этом не думать. Хотя в этом отношении мне всегда везло, у меня всегда все эмоции обычно заканчиваются максимум в течение 1 часа.
То же относится и к отслеживанию чувства собственной важности и жалости к себе. Пытаешься это сделать таким образом, чтобы хотя бы когда эти чувства возникают (а они возникают очень часто) понять это. Справиться с этим у меня пока не получается. Говорят, нужно не воспринимать себя серьезно, а побольше смеяться над собой, но к сожалению, я пока так не могу. В этот момент наоборот становится очень грустно (жалость к себе вылазит наружу), из-за того что не получается с собой справиться и действовать безупречно.
В течение дня Ксендзюк рекомендует задавать себе вопрос «Сплю я или бодрствую?». Я даже программу себе специальную поставил, которая каждые 15-20 минут мигает экраном компьютера (у меня работа в основном за компьютером). В этот момент я задаю себе этот вопрос, смотрю по сторонам, отслеживаю свое состояние и смотрю на руки, чтобы выработать в себе эту привычку и потом повторить в сновидении.
Вообще, все эти практики делать очень не просто, постоянно преследует мысль, что делаешь что-то не то и не так, что от этого становится только хуже, что индульгирование не уменьшается, а увеличивается и т.п. Привычка иметь четкую программу (алгоритм) действий, а также четкий результат, как следствие этого действия, очень сильна. Поэтому необходимость креативного (творческого) подхода к тольтекским практикам для меня оказалась очень сложной, хотя у кого-то может быть совсем не так. Я всегда себя считал творческим человеком, а оказалось, что это совсем не так, что я фактически автомат с жестко детерминированной программой, отцепиться от которой пока у меня не получается. Например, никак не могу избавиться от стремления иметь четкий критерий успешности выполнения того или иного действия, т.е. как в песне «…нажми на кнопку, получишь результат…». А вот если нет ни кнопки, ни заранее известного результата, то становится как-то очень не по себе.
Мне кажется, что в таком состоянии, т.е. когда не понимаешь, правильно ты делаешь что-то или не правильно, в нужном направлении двигаешься или в противоположном, проще схватиться за что-нибудь понятное и простое. Для меня этим понятным и простым стали пассы, а также упражнения на развитие гибкости, которые я стараюсь делать каждый день. После пассов и этих упражнений улучшается физическое состояние и повышается настроение. Именно это ощущения, я и используя в качестве критерия, что я делаю то, что нужно. Пару месяцев назад я начал делать серию пассов для сновидения, хотя напрямую почувствовать какой-либо результат от этого я не могу.
Перед засыпанием Ксендзюк пишет о том, что нужно 1) остановить внутренний диалог, 2) ритмически подышать, 3) переключить внимание на энергетическое тело и 4) сформулировать намерение. Я пытаюсь перед тем как заснуть, выполнить эту последовательность действий, что мне однако не всегда удается, т.к. уже после первого шага я могу заснуть.
Естественно, полноценной остановки внутреннего диалога мне добиться никогда не удавалось. Максимум, что я могу сделать, это уменьшить интенсивность мыслей в голове, вплоть до того, пока в голове не останется одна мысль, о том что «нужно ни о чем не думать», а также периодически всплывающие отдельные мысли, которые тут же гаснут. Кстати, мне легче достичь этого состояния днем и с открытыми глазами. Для этого я расфокусирую свое зрение и просто наблюдаю за тем, что происходит вокруг, не фокусируясь ни на чём. Гораздо проще у меня получается, если в поле зрения попадает ритмичное движение чего-либо. Это как в известном афоризме, что можно бесконечно смотреть на огонь, воду и работающего человека. С закрытыми глазами состояния отсутствия мыслей мне достигнуть немного сложнее, т.к. не на чем концентрировать внимание, и мысли продолжают постоянно возникать. Кстати, мне очень сильно помогает расслабление тела и особенно мышц лица.
Ксендзюк рекомендует для остановки внутреннего диалога сосредоточиться на «слушании внутреннего звука». Я тоже слышу этот звук, хотя может это другой звук, но что-то я точно слышу. В первый раз я обратил внимание на этот звук, когда был на даче, т.к. только там на самом деле тихо. Просто на даче из-за большой тишины слышны звуки с очень большого расстояния, вот я и решил провести эксперимент, насколько я смогу сконцентрировать свое внимание на слухе, чтобы услышать хоть что-нибудь. Тут-то я в первый раз понял, что когда прислушиваешься, т.е. концентрируешь свое внимание на слухе, достаточно быстро слышишь некоторый шум, источника которого определить не можешь. Кажется, что это шум у тебя в ушах. На этом шуме можно сконцентрироваться, при этом он становиться как бы громче. В обычных условиях это сделать сложнее (но все равно иногда получается), т.к. постоянно находишь какой-нибудь другой источник звука, который гораздо громче, чем этот, например, почти всегда шумит холодильник. Но концентрироваться долго на этом шуме не получается, т.к. он слишком «одинаковый» (не ритмичный и не меняется), внимание с него постоянно соскальзывает на что-нибудь еще. В любом случае, когда мысли в голове постепенно успокаиваются, я засыпаю. Как с этим бороться, я пока не знаю. Эту технику я использовал уже достаточно давно (не могу даже вспомнить насколько давно), еще до попыток осознанного сновидения, для того чтобы уснуть. Теперь проблема стала другой, как при этом не заснуть.
Ритмическое дыхание я тоже попробовал. Правда я так и не смог совместить ритмическое дыхание с прекращением мыслей, т.к. мысль о том «что нужно ритмически дышать», я убрать не могу, а также мысль о том, что дышать надо именно «ритмически», а не обычно. Может быть иногда и получалось, но я ничего сказать об этом не могу, т.к. в этот момент я как раз и засыпал.
Следующий момент у Ксендзюка – это концентрация внимания на энергетическом теле. У меня получается сконцентрировать внимание только на физическом теле, и то я этому долго учился. Почувствовать что-то за пределами физического тела, я к сожалению, не могу, даже близко не понимаю, как это возможно. Может быть, когда у меня хотя бы раз получиться, мне удастся «поймать» это состояние. Пока же я научился только вызывать некоторые ощущения в различных частях физического тела. Начал этому учиться я достаточно давно, еще со студенческих лет, когда читал про разные практики медитаций и т.п., когда нужно было концентрировать внимание на различных точках тела, однако более ни менее устойчиво это стало получаться, когда я настраивался на КЭН частоты. Во время стояния на знаке прислушиваешься к ощущениям в своем теле и, как правило, чувствуешь тепло в какой-либо точке. То же касается и в настройках по технологии «Огненного цветка». Т.е. в настоящий момент у меня получается почувствовать тепло в районе чакр, позвоночника или макушки головы. С макушкой у меня получалось всегда легче всего, вплоть до устойчивого физического ощущения, что у тебя там что-то лежит.
Таким образом, перед засыпанием я концентрировался в разных точках физического тела, в основном на солнечном сплетении, копчике и позвоночнике, ощущая как тепло поднимается вверх по позвоночнику от копчика до проекции солнечного сплетения на позвоночник. Выше почувствовать тепло мне сложнее, но иногда получалось.
И наконец, последний, и наверное основной пункт, это намерение. Т.к. я не знаю, как мне правильно намереваться, то я просто говорю мысленно: «Я сновидящий». Пробовал говорить вслух, но от этого все равно ничего не меняется. Т.к. я не знаю, как нужно намереваться, зато знаю, как можно хотеть (желать), то я «желаю» сновидеть, т.е. осознать себя во сне. Как правило, к этому моменту я уже засыпаю, поэтому сказать себе, что я сновидящий, могу раньше и, вообще, несколько раз, т.к. думаю, что лишний раз не помешает.
Т.к. в книгах Карлоса Кастанеды сказано, что нужно осознать момент засыпания, вот я и пробую его осознать. Но осознать сам момент не удается, поскольку либо я еще не сплю, либо уже сплю, т.е. ничего не осознаю. Т.е. для меня это мгновение: сначала я не сплю, а следующее мгновение я уже проснулся. Между этими мгновениями не обязательно проходит целая ночь, хотя такое тоже часто бывает. Обычно перед тем, как уснуть окончательно я несколько раз проваливаюсь в сон и обратно. Но я при этом ощущаю только момент просыпания, сам же момент засыпания мне оказывается недоступен. Если сильно концентрировать свое внимание на том, чтобы не заснуть, загрузив мозги чем-нибудь, например, счетом. При этом на каждом счете проверять заснул ты или нет. Я попробовал, но не получилось. В этом случае вообще не спишь и через какое-то время сильно устаешь. Потом или бросаешь это дело и спишь или засыпаешь все равно, когда закончатся силы на концентрацию внимания.
Прочитал я также о том, что с вечера сновидеть сложно, а лучше это делать под утро. Поэтому при очередном просыпании ночью стал пробовать выполнять описанную выше последовательность действий. Этот вариант мне понравился гораздо больше, именно таким образом у меня кое-что получилось (описано ниже). Однако в этом варианте мне сложно сконцентрировать внимание (или может быть намерение). В этот момент очень сильно хочется спать и так сильно ничего не хочется делать. Если перестараться с насилием над собой, то можешь проснуться окончательно, и тогда нет почти никакого преимущества перед вечерним вариантом, только заснуть труднее. Так можно себе сон сильно перебить, что вообще несколько часов можно будет ворочаться в постели и не уснуть, особенно когда знаешь, что скоро вставать на работу.
Что касается позы для сновидения, то я перепробовал разные варианты (обычные, естественно). У Карлоса Кастанеды говорится про сновидение на правом боку с чуть согнутыми ногами в коленях. Т.к. я обычно кручусь ночью, т.е. сплю и на спине и на животе и на обоих боках, то разницы я не заметил.
Иногда у меня бывают состояния, когда просыпаешься и, вроде, еще сон очень близко, т.е. легко можешь уснуть и продолжить видеть сон дальше. Хотя вряд ли тот же самый, но все равно сон является в этот момент очень ярким и уснуть снова можно очень просто. Однако, в таком состоянии посмотреть на руки оказалось для меня все равно невозможно. Поскольку во сне как бы тебя нет, а есть только картинка, которую ты видишь. Я однажды даже проснулся где-то месяц-два назад от того, что смотрел на свои руки. Но к сожалению, проснулся здесь в первом внимании, т.е. лежа в своей постели. Повернулся на другой бок и продолжил спать дальше.
И наконец, после долгих попыток у меня получилось во сне определить, что я сплю, и вспомнить, что надо посмотреть на свои руки.
Это было уже практически под утро, уже начинало светать. Т.к. я просыпался несколько раз за ночь, то это я хорошо запомнил. Я как обычно, перед тем как повернуться на другой бок и продолжить спать в очередной раз сформулировал намерение типа "Я сновидящий", уже особо и не надеясь, что что-то может получиться.
Мне показалось, что я проснулся, по крайней мере, ощущение было именно таким. В очередной раз собравшись подумать: «Ну вот, в очередной раз не получилось!», я вдруг понял, что я еще не совсем проснулся, и что нахожусь на какой-то узкой улице или внутри какого-то большого двора - это не важно - стены домов вокруг, арка и узкий проход между домами, в котором стоит какая-то машина, правда все как-то не очень чётко.
Первая мысль : «Надо быстро смотреть на руки, пока не проснулся». На руки смотреть было не просто, и как-то совсем по-другому. В обычном состоянии, когда смотришь на руки, то все равно продолжаешь отслеживать все вокруг, а во сне же, можно провести аналогию, как будто кадры из фильма. Т.е. как бы кадр меняется и ты видишь руки и больше ничего, потом, когда убираешь взгляд с рук, кадр опять меняется и ты видишь все вокруг (но не видишь рук).
Мысль следующая: «Надо посмотреть вокруг, будет ли оно расплываться или нет». Вообще было не так, как я думал. Я думал, что должно быть как-то не "не резко" или "не в фокусировке". Но со зрением все было в порядке. Скорее ощущение похоже на то, как иногда читаешь книгу, но не можешь сконцентрировать внимание и, вроде, все слова понимаешь, а смысла не улавливаешь, а потом после некоторого усилия, раз и сразу все понимаешь. Вот так и здесь, вроде все видишь, но картинка какая-то "не понятная" (вообще-то не хватает слов, чтобы описать), концентрируешься на чём-нибудь и сразу понимаешь: "О.., так это автомобиль. И не просто автомобиль, а какой-то джип...", а до этого это было просто нечто, стоящее в проходе между стенами.
Дальше я поизучал двор, вошел внутрь дома..., подробностей, к сожалению, не помню. Что я заметил, это то, что совсем не было людей. Я это запомнил по тому, как я удивился, когда в одной из комнат все-таки встретил одну женщину. Не помню, о чем мы с ней разговаривали, помню только, что ей надо было помочь чем-то, и мы с ней куда-то пошли, кажется вниз по лестнице. Мы пришли в какое-то место, где людей уже было много. Я вспомнил, что надо периодически смотреть на руки и еще раз на них посмотрел. Дальше надо было вернуться в исходную комнату. Тут я вспоминая, как Карлос перемещался из одного места в другое (из одного сна в другой) и попробовал переместиться в комнату, где встретил эту женщину, но... проснулся.
В первый момент после просыпания воспоминания о сне были очень четкими, почти такими же, как обычно вспоминаешь вечером прошедший день. Т.е. никаких сомнений в «реальности» происходящего не было. Теперь же все произошедшее в том сновидении практически стерлось из памяти, остались только обрывки воспоминаний, как обычно остается память о некоторых снах. Куда-то делась и уверенность в том, что это было на самом деле. Попробовал я сновидеть на следующую ночь – не получилось, попробовал еще раз – опять не получилось. Теперь прошла уже неделя и я даже не знаю, получится ли еще раз, но буду продолжать свои попытки …
03.05.2006г.
К публикациям по теме "ТОЛТЕКИ / Рассказы воинов" |