Армия. Проблема Волка

 


В армию попал, когда выгнали с третьего курса физического факультета МГУ. Призывался из Раменского военкомата Москвы и в часть приехал с московской командой. С нами прибыла команда из Челябинской области. Рота (сто двадцать человек) жила в одном помещении без перегородок: ряды двухъярусных коек, тумбочки (одна на двоих), помеченные табуретки, плакаты, таблицы и расписания на стенах. В одном из углов стоял черно-белый телевизор. Передачи мало кто смотрел, мест не хватало только тогда, когда показывали первые в те времена женские группы аэробики.

В казарме невозможно скрыть что-либо. Вместе ели, спали, мылись, работали... . Уже через пару недель абсолютно ясно, какой ты есть. За эти две недели ко мне и прилепилась на весь первый год кличка Волк (магаданский).

Ничем не выделялся в рядовых ситуациях, но в конфликтных, как оказалось, вел себя необычно. “Проверки” и “притирки” начались с первого же дня. Все молоды, здоровы, считают себя крутыми и жаждут это продемонстрировать. Кроме прямых “наездов”, когда ты мобилизуешься, существуют тысячи мелочей, к которым никто не может быть готов заранее: подмена ремня, пилотки, сапог на худшие, конкуренция за лучшие койки и места, нарушения очереди в умывальник или за утюгом - можно долго перечислять. В этих ситуациях или агрессивно требуешь свое, или молча уступаешь. Уступать часто нельзя - это снижает статус, но и долго агрессивно-эмоционально с матюгами переругиваться (мы называли это - “лаяться”) я тоже не хотел и не умел.

Негромкие требования и молчание в ответ на ругань многие вначале принимали за трусость и наглели. Не отвечать на оскорбления тем более нельзя. Я слушал ругань, которая “не заводила”, и наблюдал за окружающими. Когда по реакциям окружающих понимал, что дальше терпеть не принято, молча бил в лицо. Такое поведение удивляло и даже возмущало. Следует сказать, что я быстро понял необходимость научится ругаться, но в те годы не сумел, не хватило волевых качеств. Если бы мог, драк было бы гораздо меньше.

Кличка напомнила о благодарности Волка, и в других конфликтных ситуациях в казарме я стал использовать “настроение Волка на охоте”: старался выбрать лидера и, глядя ему в глаза, медленно подходил ближе. Если он отводил глаза, ситуация решалась в мою пользу, если нет.... . В половине случаев противники, наоборот, приходили в большую ярость. Так было в конфликте с группой старослужащих, памятный знак которого - кривовато сросшийся нос - остался до сих пор. Но, пока был в сознании, не боялся, действовал расчетливо и, по рассказам друзей, эффективно.

Нежелание реагировать на вербальную агрессию затрудняет жизнь и сегодня. Годы давно не те, чтобы драться, и не принято в университете. Бывает, что слышу претензии или обвинения, кажущиеся настолько нелепыми, что не считаю нужным отвечать. Изредка, каждый раз с удивлением, слышу потом от присутствующих: “Ты не оправдывался и сам не обвинил в ответ. Значит виноват или испугался”. Сразу вспоминается казарма и наглеющие из-за молчания сослуживцы. Сейчас, конечно, могу отвечать и вербально, но делаю это редко. Как трудный, нудный, но необходимый ритуал.

Волк не считает лай нападением. Для него это просто странные звуки, которые мешают самим же собакам жить содержательно - охотиться. Нормальный Волк, услышав лай, молча уходит на свою содержательную территорию. Но иногда собаки слишком раздражают. Тогда Волк молча возвращается через несколько суток. Собаки удивляются - за что? Со своим лаем они это никак не связывают.



 

Лечение

 

Возможно, что моих записей хватило бы на издание книги вроде “Рецепты от Шамана”, но сам я не пользовался этими рецептами. В эту публикацию практические советы без изменений включены лишь, если они попали в один день с важным диалогом.

- Как ты готовишь этот папоротник18) ?

- Солил.

- Как?

- Слой папоротника, слой соли, сверху пресс, чтобы он дал сок. Через неделю сок сливаешь, ворошишь папоротник и заливаешь рассолом.

- Сколько соли?

- Пока не перестанет растворяться.

18) Здесь щитовник австрийский, или широкий (Dryopteris austriaca или D. dilatata) по Беркутенко А.Н., Вирек Э.Г. (1995).


1998

29.01

С годами выяснилось, что круг общения Шамана неожиданно широк. Сегодня я бы даже сказал, что, живя на берегу, Шаман общается со всеми окружающими его людьми. Некоторые виделись с Шаманом лишь раз как больные или ухаживающие за больными, другие общаются редко, но регулярно. Ни эти люди, ни Шаман не находят в таком общении ничего удивительного.

- Где ты вообще берешь соль, крупу?

- Кузьма привозит.

- Почему он это делает?

- Почему ты приносишь мне вещи?

- Они не нужны нам в городе.

- Но ты долго несешь их на себе. А патроны, горелка?

- Это подарки.

- Почему ты это делаешь?

- Я хорошо к тебе отношусь.

- И они хорошо относятся. Я лечу их и подсказываю, где, сколько можно взять. Это - не плата, а отношения. Еще Кузьма считает меня колдуном.

- Тебе нравится, что тебя называют Шаманом?

- Хоть горшком назови...



1998

09.03

В чем никак нельзя заподозрить Шамана, так в сентиментальности. Он запросто мог поговорить с куропаткой и, окончив разговор, пообедать ею же. Раз я сказал ему, что предпочитаю охоту без общения, но Шаман лишь пожал плечами и напомнил о разведении кур и коров. И вдруг на окошке его хижины я увидел веточки в банке.

- В первый раз вижу среди тайги веточки на окне. Зачем?

- Зимы еще много. Часто нужны активные вещества

- Как ты их добываешь из веточек?

- Это - ольха. Суточного урожая пыльцы с семи сережек хватает на лекарство взрослому.

- Ты ешь эту пыльцу?

- Эта - горькая. И слишком сильна. Лес и так полон лекарств и витаминов. Зимой можно жевать стланик, почки березы, ольхи или шишечки. Пыльца - для мазей и смесей при лечении.

- Ты прочел это в книгах?

- Ни в одной книге не сказано о круглогодичном сотрудничестве с растениями. Для этого нужно долго прожить с ними.



1998

09.03

Наверное, Шаман - единственный “лечащий врач” на сотни километров. Он не может ни с кем консультироваться, у него нет медицинских книг и стандартных лекарств. Но он всегда действует так, будто точно знает, что делать.

-Ты лечишь все болезни?

-Только те, которые преодолел сам.

-Но говорят, что ты лечишь многие болезни.

-Болезней не так много, много вариаций.



2002

12.12

Странные для Колымы осень и зима. Стабильно стоит уже больше месяца 25-30 градусов мороза, но снега нет. Выпадал немножко в начале октября, почти весь раздуло. Холодно, пыль. Явные климатические аномалии. Травы и ягоды хрустят под ногами как стеклянные. На редких снежных застругах переплетение медвежьих, волчьих, лисьих, заячьих, мышиных и птичьих следов. В декабре на Колыме звери не спят и не сидят в норах! Как бы не померзли без снега. Тревожно.

Недалеко от прежней землянки Шамана поселился один из браконьеров. Бригада помогла ему сделать землянку. Оставили рыбу, крупу, соль, три ящика свечей и бочку солярки. Он ухитрился сжечь все за месяц. Свечами воздух в землянке нагревал, чтобы за дровами не ходить. Навещаю третий раз. Медитировать он не умеет и учиться не хочет - другое воспитание. В результате говорит сам с собой и мне неимоверно “приседает на уши”. В городе казался крутым. Не свихнулся бы.

Наверное, у него не хватает жиров в пище. В одном месте кожа на лице треснула, проступили фрагменты мимических мышц, как в анатомическом атласе. Храбрится, не хочет со мной идти в город. Принес ему сала, жирной колбасы, майонеза и растительного масла. Знаю, что все съест быстро, вместо того, чтобы растянуть на зиму. Перезимует с моей помощью до прихода бригады и больше не захочет так жить.

Шаман бы не стал помогать. Во сне общался с ним19) .

19) Шаман немного научил общению во сне.

- Почему не помочь?

- У него низкий уровень культуры. Быстро превратится в иждивенца.

- Но он живет трудно. Набрал кубометр мидий и стог морской капусты на зиму. Жиров нет.

- Нужно, чтобы он не ждал твоей помощи, а боролся.

- Если я принесу ему мешок мороженных кур, он бороться не будет?

- Скорее всего, тогда замерзнет.

- Почему?

- Или он будет бороться за жизнь каждый день, или не сможет.

- “Куры” помешают бороться?

- Должна быть стабильность борьбы. “Куры” позволят временно не бороться, как свечи и солярка. Из за них он чуть не замерз, так как сразу не приобрел привычку запасать дрова. Вспомни судьбу ушедших коренных народов: они прекрасно жили до того, как к ним пришла “помощь” западной цивилизации.

- Но он сам из западной цивилизации.

- Это - Колыма. Он мог бы частично выживать где-нибудь в обильной сибирской тайге или в тамбовском остаточном лесу. Здесь частично не получится. Или он полностью задействует все свои ресурсы в борьбе за жизнь, или сдохнет.

- Ох и суров ты. Вообще не нужно помогать?

- Наоборот: хочу, чтобы он имел шанс. Можешь давать гостинцы. Но немного и несистематично. Чтобы он на них не рассчитывал. Пусть рассчитывает только на себя.



1999

09.03

Шаман не стремится ничего скрывать, но говорит со мной медленно подбирая слова. Это напоминает мне мои объяснения сложных концепций студентам, не владеющим терминологией. Я прекрасно знаю, что ограничения опыта не дают объяснить многое, даже при владении языком. Как объяснить семилетнему про любовь, например? Просто говоришь знакомые для него слова, которые так и остаются словами.

- Почему ты не пьешь чай?

- Пью, когда захочу.

- При мне не пил ни разу.

- Я пью кипяток и отвары.

- Откуда ты знаешь о травах?

- Из книг, из жизни.

- А как ты составляешь новые отвары?

- Чувствую, что надо делать. Иногда мне снятся составы. После этого я просто знаю.

- Но как ты делаешь отвары для больных?

- Они болеют тем, чем я уже болел, и я знаю, что нужно.



1999

10.03

Присматриваясь к лечебным процедурам, я следил и за состоянием Шамана, предполагая, что он как-то влияет на больных. Ничего необычного в его внешности не было, но после лечения он, примерно в четверти случаев, был сосредоточен и даже грустен.

- Что заботит тебя после процедур?

- Не заботит, напоминает.

- Что?

- О том, как начал лечить.

- Можешь рассказать?

- Встретил однажды в городе знакомую по юности. Когда-то она была слишком красива, я а слишком застенчив. И не подходил к ней. При встрече ей было сорок, она выглядела плохо и была тяжело больна. Ночью проснулся, вспомнил про нее и вдруг понял, как полечить на расстоянии.

- Вылечил?

- Облегчил.

- Ты знал, где она находилась в тот момент?

- Не имеет значения.

- Зачем тогда больных привозят к тебе?

- Можно и без этого. Кто-то может рассказать, что-то показать. Но гораздо увереннее и лучше, когда вижу.

- Почему ты вдруг понял, как ее лечить?

- Очень сердечно пообщались. Воспоминание было тоже очень “сердечным”, и очень хотел помочь.



1999

10.03

Предполагая, что описания Шамана помогут понять его “методики” лечения, я иногда расспрашивал его о больных.

- Из города кто-нибудь приходил лечиться?

- Мало. Когда совсем прижмет.

- Расскажи что-нибудь.

- Был мужик. У него не стоял.

- Таких полно в городах. Они же не дойдут сюда.

- Его жизнь стала невозможной.

- Странно. Живут же люди.

- Естественно, что у него не было ни жены, ни детей.

- Тоже у многих.

- Он бодрился и показывал окружающим, что у него все хорошо. Умно, к месту рассказывал кое-что о своих сексуальных отношениях, которых на самом деле не было.

- И это многие могут.

- К сорока он убедил окружающих, что у него все в порядке. Тогда они решили, что он страшный эгоист и умышленно живет только для себя. Постепенно все значимые для него люди дистанцировались.

- Да, довыделывался.

- Он узнал про меня от браконьеров и приперся посреди зимы, не зная дороги.

- Ты лечил его?

- Старательнее обычного.

- Почему?

- Когда-то я сам ушел в горы Восточно-Сибирского плоскогорья в демисезонном пальто и в городских туфельках.

- У тебя же были дети.

- Для них и ушел.

- Наслышан про такое. Удалось вылечить мужика?

- Он сам. Ему уже был конец, когда он приполз. Все его болезни и паразиты уже отчаялись и бросили его к тому моменту. Практически, вместе с излечением обморожений он начинал абсолютно новую жизнь.

- А потенция?

- Весной это был другой человек с другими возможностями. Потенция высокая.

- Женился, дети, друзья?

- К старым друзьям он не вернулся. Дети, наверное. Дети растят нас и заставляют решать жизненные проблемы. Ты еще услышишь о нем. Это - неординарный человек, предназначенный.

- Я узнаю в нем твоего больного?

- Это вряд ли.



1999

09.05

Шаман предложил мне забрать несколько килограммов красной икры для родственников. Раньше он не говорил о хозяйстве, но я предполагал, что, живя в столь суровых местах, Шаман ведет жестокую борьбу за существование. Это предположение заставляло меня захватывать лишние продукты и не налегать на угощения Шамана. Сегодня выяснилось, что мои предположения неверны. Наоборот, Шаман, думает, что он живет в хороших условиях, а я в городе тяну с большим напряжением.

- В городе прожить легче. Оставь икру себе.

- Скоро будет новая. Хорошо бы, вы съели эту до июля. В городе потруднее прожить.

- У тебя так много икры?

- Солю одну бочку в путину 20) . Если разделить на все дни года - около ста пятидесяти грамм на день. Ни один человек столько не съест.

20) Стандартный деревянный бочонок - 50 л. Икра тяжелее воды.

- Что ты еще заготавливаешь на зиму?

- Бочку грибов, пару бочек лосося, бочку разнорыбицы, пару-тройку банок краба, бочонок брусники морожу, по банке рябины, голубики, потом папоротник, морская капуста, шишка, шикша, красный корень, черемша, дикий лук.... Глянь в леднике.

- Теперь понял, почему ты не взял витамины. А тогда подумал, что из-за щепетильности насчет химии.

- С витаминами здесь получше.

- Килограммы ценнейших продуктов на день! Зачем Кузьма тебе привозит крупу, картошку? Зачем мы охотились?

- Крупы, картошка, хлеб - углеводы. Охотимся редко, это - практика.

- Значит тебе не нужны продукты, которые я приношу?

- Разнообразие радует. Апельсин, лимон, томаты, киви эти интересны. А консервы или концентраты... .

- И сколько времени у тебя уходит, чтобы кормиться год?

- Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то дней десять-двенадцать.

- Десять дней кормят год?

- Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.

- Теперь призадумаюсь. Почему так?

- В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки... . Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.

- Но это нужные вещи. Отношения, уровень, престиж, наконец.

- Тебе пока лучше жить и практиковать в городе.



1999

09.05

Солнечные склоны в крутых распадках уже хорошо прогреваются днем. Появились проталины. На них сухо, так как вода моментально стекает с крутого склона. Высокая, желтая с осени трава и множество кустиков с прошлогодней брусникой. Я так увлекся брусникой, что подскочил на месте, когда молчавший неподвижный Шаман вдруг спросил:

- Что ты говорил о “жестокой борьбе за существование”?

- Ну, в столь суровых условиях нужно бороться за выживание.

- Имей в виду: как только начнешь бороться - это первый шаг к смерти.

- А не бороться, так сразу замерзать?

- Не бороться и не замерзать. Просто действовать в гармонии с окружающим миром.

- Как?

- Не противопоставлять себя Природе, даже не думать об этом. Природа всегда тебя победит.

- Но без напряжения сил не обойтись.

- Обойтись. Старайся делать то, что нужно, “по течению” дня, часа, мига.

- Но как?

- Начни, старайся чувствовать и поймешь.



1998

16.06

Наблюдая за общением Шамана с больными, я обратил внимание на “привязку” его действий к приливам и отливам, фазам Луны или Солнца, ветрам, камням, растениям, животным и рыбам. Предполагая, что Шаман использует какие-то местные потоки энергии и существ, я решил, что умения Шамана должны быть не универсальными, а “местными”.

- Ты мог бы лечить, например, жителя Украины?

- Не сразу. Надо пожить там, почувствовать воздух, воду, ритмы.

- Но врач лечит в любом месте.

- Я учился в Хабаровске и работал участковым. Медицина в кризисе.

- Что ты имеешь в виду?

- Сегодня врач - не целитель.

- А ты - целитель?

- Я не вмешиваюсь, если меня не просят. И я лечу не болезнь, а человека с его миром.

- Любой может лечить, если научится?

- Нет. Больной должен верить целителю.

- Что-нибудь, кроме сложившейся репутации, влияет на доверие больного.

- Репутация мало что значит. Главное - сила действий.

- Что это?

- Целитель должен быть уверен в том, что он делает.

- Откуда больной знает об уверенности целителя?

- Местные - стихийные герменевты, они сразу это чувствуют и не будут лечиться, если целитель не уверен. Да и ты можешь чувствовать.

- Мне говорили, что ты пляшешь с бубном и камлаешь.

- Довольно часто. Бубен, наверное, войдет в арсенал врачей будущего.

- Для чего?

- Большинство болезней присходит из-за рассинхронизации человека с его миром. Танец и песни с бубном помогают человеку снова синхронизироваться.

- Никогда такого не слышал. А как же вирусы, бактерии?

- Вирусы, бактерии, психосоматика - материальные проявления потери гармонии с миром.

- Но как бубен вводит человека в гармонию?

- На твоем профессиональном сленге это называлось бы вроде “настройка динамического стереотипа”.



1999

20.07

Шаман уверенно смешивает из своих заготовок, минералов, свежих растений, насекомых, морской и земной живности лекарства от болезней. Сотни, а может быть, и тысячи составов, которые никогда не повторяются.

- Откуда ты знаешь, что, то или иное вещество является лекарством?

- Все является лекарством или ядом в зависимости от дозы.

- Ну да, и водка?

- В малых дозах, начиная с капель и притирок, водкой можно многое лечить. В больших - сам знаешь.

- А откуда ты знаешь, что и как лечить ольхой, а что и как стлаником?

- Они сказали мне.

- Что-то мне они ничего не говорили.

- Твое сознание забито суетой. В этом состоянии ты не можешь ни спросить растение, ни услышать его.

- Как-то я могу начать практиковать с растениями?

- Береза может поделиться с тобой энергией, а ольха или осина - забрать часть плохой энергии. Но не увлекайся. Они могут забирать и нужную тебе энергию.

- А почему ты все время делаешь разные лекарства?

- Принципиально разных немного. Но одинаковыми они быть не могут.

- Почему?

- Чудак-человек. Я же лечу разных людей, в разные дни, при разной погоде, Луне, море... .



1999

20.07

Изрезанная береговая линия и сопки создают множество небольших водоразделов, по каждому из которых стекают ручьи. Шаман ходит с котелком и кружкой от ручья к ручью, пробует воду на вкус, глядит на свет. Я тоже пробовал. На вкус вода чуть-чуть различается, но определяешь это не сразу, лишь на третий-четвертый после прихода из города. Шаман говорит, что за четыре дня меняется заметное для самого человека количество воды и солей в организме. И сам знаю: первые три дня в городе замечаешь, что вода в кране из застойного водохранилища, хлорирована и проходит по ржавым трубам. Потом перестаешь замечать.

Когда привыкнешь к чистым горным ручьям, если сосредоточиться, замечаешь, что в одном ручье вода чуть горчит, в другом чуть-чуть щиплет, в третьем - необыкновенно вкусная. Это объясняется разным солнечным, лунным и звездным режимами ледников и ручьев, разным составом торфяных болотец на вершинных плато и минеральным составом горных толщ, через которые вода с ледников и болотец фильтруется.

“Вкусную” воду мы используем для чая или ухи, другие Шаман использует для своих снадобий.

- Какое значение имеет вода для лекарств?

- Вода совместима с травами и с человеком. Например, стараюсь делать отвары и настойки на той воде, на которой растение и выросло.

- Что это дает?

- Так лучше восстанавливаются свойства растения. Как кровь вливать - своя лучше донорской.

- Так просто. Почему официальная медицина это не использует?

- Использует частично. Сам прописывал больным разные минеральные.

- А для трав в аптеках?

- Где, кто, как, когда собирал эти травы? Может даже травы мучились при этом.

- Но горожанин не может сам собирать.

- Тогда лучше талую. Она во немножко похожа похожа на весеннюю.

- А как сделать, чтобы травы не мучились при сборе и сушке.

- Нужны специальные говоры.

- Научи меня.

- Не запомнишь без долгой практики. Пока просто проси прощения, объясняй, что не все выкашиваешь, и что-для чего нужно. Обязательно оставляй достаточно травы на развод и выполняй обещанное.

- Как влияет выполнение обещаний?

- Иначе травы, горы, море и все-все сделают тебе “предъяву”. (Шаман улыбнулся, но улыбка относилась только к термину).



1986

Детдом. Благодарность Волка

 


На втором году аспирантуры устроился на лето воспитателем в подмосковный детский дом. Заведующий очень мне обрадовался, предложил еще полставки завуча и полставки завхоза. Я устраивался работать не со скуки, деньги были нужны, поэтому согласился.

Через две недели заведующий увез всех младших на юг, а детдом со старшими остался на мне. Подчинены мне были две сменные уборщицы-технички, приходящий повар и один воспитатель-пофигист и выпивоха Изотыч. Старших (перешедших в десятый класс) было девятнадцать парней и двенадцать девушек. Весь день уходил на организацию питания - купания - стирок - уборок. Продукты вовремя не подвозились, холодильники отключались, сантехника ломалась, парни выпивали-курили и пытались тискать девушек, девушки уходили гулять поздно вечером, и тех же парней приходилось посылать на поиски. Изотыч обеспечивал порядок только возле себя, технички ни во что не вмешивались, а за поваром самим глаз был нужен. Над воспитательными проблемами задумался лишь к концу первого месяца. Горестно стало.

Никто из моих старших не умел ни стирать за собой, ни готовить, ни еду купить. Всю жизнь их государство обеспечивало. Видел я их траекторию через год - подъемные потрачены (тратить не умеют), навыков самообслуживания нет, родни нет. Девушки по рукам пойдут, ребят или армия спасет, или сума-тюрьма. Надо учить всему. Изотыч согласился, воодушевился и ... ушел в запой.

Дети меня выслушали, согласились, но уже на второй-третий день стали возмущаться. С покупками проблем не было. Но стирать-готовить они не обязаны, душевые-туалеты мыть - унижение и насилие над личностью. Пришлось действовать сержантскими методами. Девушки не могут долго в грязном ходить и белье не менять - начали стираться. А парни - наотрез. Кое-кого, правда, девушки обстирывали-обшивали.

Продежурили по несколько раз все. С конфликтами. Сразу научились в умывальнике озер не разводить и, извиняюсь, в унитаз попадать. Цены знали, а главное - понимать стали, как ориентироваться. Вначале носки с мыльными пузырями на веревку вешали - не знали, что надо полоскать. Теперь все владели навыками самообслуживания. Когда рассказал и показал все, заведующий - мужик грубоватый (а иначе хозяйство не вытянешь) обнимал и по спине хлопал, некоторые воспитательницы прослезились - сумели оценить. И сам видел, что много дал детям за летние месяцы, но - по-сержантски. По-другому ни сил, ни времени не хватало. Невзлюбили меня многие из детей, слишком часто заставлял их.

В сентябре уходил с чемоданом к электричке, говорил себе: “Не оглядывайся”. Оглянулся. Старшие мне в окна швабрами, носками и крышками от унитазов машут. Понял, что никогда не забуду. Зашел в лесок, сел и завыть захотелось. Но не вылось.

Вспомнил Волка. Почему не воется? Тут же и ответ пришел - волк ни на кого не обижается. Прошла обида, пришло понимание - ах-ах, не поняли, не оценили. Тьфу! Получается, я для благодарности все это делал? Самому стыдно стало. Растянулся, руки за голову, хотя знаю, что это не северный безопасный лес, здесь и гадюки водятся, и клещи всякие, посмеялся и уснул. В Москву приехал - к детям только теплые чувства. Больше тысячи рублей21) с собой привез, за лето ни копейки не потратил, некогда было. И покатился следующий аспирантский год.

21) Месячная зарплата инженера была тогда 140-160 рублей.

Сейчас они своих воспитывают, может, по-другому меня вспоминают.



1998 - 2000

Старость. Долголетие. Время.

03.01

В некоторых рассказах Шамана временная последовательность событий нарушена. Например, муравьи начинают жить и действовать в его землянке 22) еще до того, как он ее построил. Мои замечания не смущают Шамана, он игнорирует их, или они его смешат. Он считает, что его рассказы вполне правильны, а моя концепция времени примитивна.

22) Шаман использует муравьиную кислоту и иногда заставляет муравьев кусать себя. Он и мне это рекомендовал как полезную в некоторых ситуациях процедуру, но ... слишком новаторски.

- Как это понимать: “обратная временная реакция”?

Твоя наука23) еще до этого не дошла.

 

23) Здесь, психология.

- Может ты объяснишь мне?

- Время окружает человека, как твои руки паука.

- Не понимаю.

- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.

- Правильно.

- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.

- Но человек не знает, что будет завтра.

- Умом не знает, а реакциями знает.

- То есть завтрашний день предопределен?

- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.

- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?

- Это – вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из – за завтрашних событий.

- Человек может чувствовать будущее?

- Чувства не подчинены социальному календарю.

- Не понимаю.

- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.

- Но где логика?

- Если ты поймешь, что время кружится, то это очевидно.

- Как время кружится?

- Как метель.

- Ты все это всерьез?

- Говорю же, ваша наука24) еще до этого не дошла.

24) Здесь, наука, вообще.

- А откуда ты узнал?

- От тех существ, которые, по–твоему, не существуют.

- Человек может как-то повернуть свое время назад, помолодеть?

- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.

- Что за практика?

- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.

- Но человек не может помнить все воспринятое.

- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.

- Не понимаю, о чем ты.

- Говорю же, тебе эта практика сегодня недоступна. Ты не имеешь соответствующей концепции.

- Ты можешь мне рассказать эту концепцию?

- Нет. У тебя не хватает освоенных практик.

- Почему без практик я не могу понимать новых концепций?

- Некоторые можешь. Но в этом случае слишком большой разрыв. Концепция практики - это ее часть. Ты не можешь начать строить дом с крыши.



1998

04.01

Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего “стол” Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.

- Ты часто раскалывал так яйца?

- Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.

- А как ты научился их так ровно раскалывать?

- Не учился. Придет же такое в голову.

- Но как ты их колешь?

- Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)

- В чем секрет?

- У нас разные действия.

- В чем разница?

- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.

- Какими частями?

- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.

- Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.

- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.

- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?

- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.

- Но как?

- Начни это.



1998

08.03

Иногда Шаман резко отказывается обсуждать, казалось бы безобидные темы, как это было, например, с моим вопросом о комнатных растениях. Зато другие темы, которых многие люди избегали бы, Шаман может спокойно и подробно обговаривать.

- Ты не думал жениться?

- Ты не сможешь понять. Мои дети и внуки выросли, а подруги умерли. Но в жизни есть этапы развития, которые мужчины и женщины не могут пройти в одиночку.

- В целом ряде учений говорится о преимуществах жизни без партнеров.

- Почему, по-твоему, на Земле создано примерно одинаковое количество мужчин и женщин?

- Не знаю. Почему?

- В старых легендах говорится, что мужчина и женщина - только половинки полноценного человека.

- Ты считаешь, что это правда?

- Правда, что мужчины и женщины во многих парах не являются отдельными людьми, а частями парной системы.

- Как это?

- Как младенец не является самостоятельным существом, а живет лишь в системе с мамой.

- Как складывается такая система “мужчина-женщина”?

- Годами из тысяч привычек. Например, если она забывает закрывать двери - он приучается проверять, он не может торговаться на рынке - она обучается этому...

- Обязательно нужно побыть в системе?

- Кто не был частью системы, не сможет быть цельным и один.

- Почему?

- Просто он не знает, как развивать себя до целого.

- Но ты сам живешь один?

- В городах я живу как горожанин, в землянках - как отшельник. Ты поймешь после шестидесяти, если будешь здоров и силен.

- А я буду здоров и силен?

- Это - вряд ли.

- Что мне делать, чтобы быть здоровым?

- Первое - не делай излишнего.



1998

09.03

Всегда знал, что Шаману очень много лет, но не заговаривал об этом, считая почему-то, что он не будет обсуждать вопрос о долголетии. После вчерашнего разговора я вдруг понял, что Шаман не видит в этом никакой тайны, которую нужно скрывать, и единственным препятствием к знанию может стать лишь наша деятельностная относительность.

- Все-таки, что второе?

- Нужно, чтобы была энергия жизни.

- Где ее взять?

- Взаимная, сильная любовь.

- Элена Гарро?

- Что это?

- Мексиканская писательница 25) . Она писала, что время и любовь - одно и то же. Еще потом об этом писал Лазарев26) .

25) Перевод, 1982.

26) С.Н. Диагностика кармы. Книга 6. Ступени к божественному. - СПб., 1999.

- Писатели - (непередаваемый синонимами трехкоренной рифмованный курсив). Может, в этом и есть смысл. Но я говорю о мужестве жить.

- То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго?

- Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни.

- Достаточно такого мужества?

- Его достаточно, чтобы учиться.

- Всем надо рекомендовать любовь?

- Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет.

- То есть мужество есть еще до любви?

- Ты же учился больше двадцати лет, прожил полжизни в Москве. Ты забрался холодной зимой в это место, чтобы спрашивать меня о любви? (Смеется.)

- А зачем еще стоило сюда забираться? (Смеемся оба.)

- Это - как в твоей науке о способностях. Задатки мужества и игры есть, но развиться они могут только в любви.

- Кто учит нагонять волну своей жизни?

- Человек учится сам.

- С чего начинать?

- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.

- Начинать с асоциальности?

- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?

- Нужно сделать карьеру, добиться признания?

- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.

- Но потом практически невозможно отказаться.

- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.

- Как же жить, отказавшись от себя?

- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.

- Другого пути нет?

- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.



1998

09.03

После обеда Шаман разгонял пургу27) , чтобы я мог выбраться к дороге и вернуться в город к началу занятий в университете. Он долго ходил с бубном вокруг землянки, ритмично завывая в тональности пурги. Иногда я не мог отличить звуки пурги от его голоса, иногда голос Шамана звучал ниже или выше, но тональность все время была близка к тональности звуков пурги. Шаман натоптал след вокруг землянки с одним радиальным лучом на восток. Когда, наконец, Шаман закончил установку завтрашней погоды, я продолжил свои расспросы.

27) Этой зимой (с начала октября) мело уже 91 день!

- Этого достаточно для долголетия?

- Нет.

- Много еще условий?

- Нужно жить по сердцу.

- А еще?

- Нужно творить свою жизнь.

- Не понимаю.

- Начни с того, что в твоей жизни должно быть творчество.

- Стихи, картины, танцы, наука?

- Можно начать с чего-нибудь из этого.



1998

09.03

Разговаривая о долголетии, я стал спрашивать об употреблении мумие, меда и других веществ. Шаман сказал, что мумие он иногда встречает, но здесь его крайне мало. Меда за короткое колымское лето пчелы собирают столь мало, что сбор его быстро бы изжил сам себя - пчелы умрут от голода.

Сам разговор про мумие и мед не очень интересен, но его развитие оказалось принципиально важным.

- Все же, наверное, не все есть в твоем рационе.

- Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.

- Как?

- Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.

- Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?

- Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.

- Если будет достаточно видов активности, человек будет здоров?

- Он почти не будет стареть.

- Почему?

- После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.

- После пятидесяти - нормальный средний срок?

- Средний у современного человека - после сорока. Но ты научился ходить зимой по тундре. Эта практика или отнимает у городского все, или добавляет десять лет формы.

- Откуда ты знаешь?

- Я старел и старел, и если бы я не стал осваивать особые практики, меня давно бы не было.

- Как ты узнавал, что стареешь?

- Я жил в городе и отмечал все, что наступает в последний раз.

- Как это?

- Например, последняя игра в футбол - годы больше не позволят играть. Последняя охота - возраст больше не позволяет охотиться. Последняя рюмка - здоровье не позволяет, последняя женщина - чтобы больше не пыжиться. Так современный человек дожидается последнего дня.

- Как ты переломил это?

- Мне повезло. Жизнь поставила в такие условия, в которых действительно нечего было терять. Я не выбирал это, и никто такого не выберет. А раз терять было нечего, я начал новые практики. Большинство людей умирают от этого, но единицы на десятки тысяч выживают. Думаю, что подобных мне немало.

- Обязательно нужно все потерять?

- Не спеши, все само придет с годами.

- С чего ты начал новые практики?

- Я начал творчески относиться к своей жизни.

- Почему же большинство людей умирает от этого?

- Все действительно новые практики начинаются с кризиса.

- Это обязательно?

- Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да еще падет и расшибается.

- Понятно. То, что ты говорил про творчество, дает правильную эмоциональную активность.

- Да. Но я говорил не только про творчество. Творчество помогает понять идею самого себя.



1998

02.05

За годы жизни на Колыме и Чукотке Шаман повидал очень многое. Думаю, что он был бы бесценной находкой для историков региона, если бы согласился сотрудничать. Сам Шаман исторические факты считает несущественными, но, почти как закоренелый гегельянец, очень большое значение придает практикам. Можно было бы назвать его и марксистом, если бы он не был еще более внесоциален. Шаман знает очень много уже ушедших в прошлое способов деятельности, и иногда, если мне удается задать вопросы, рассказывает о них.

- Черпнул лотком, а дальше?

- Он качает лоток круговыми движениями, и вода смывает легкие фракции.

- Но это - песок. А как они извлекают чистое золото?

- Катают ртуть.

- А из ртути?

- Испаряют ртуть.

- Как испаряют?

- Костер и сковородка.

- Это же ужасно вредно!

- Всем, кто связался с золотом, конец.

- Почему? Есть же благополучные и защищенные золотопромышленники.

- Ты помнишь, как называется золото в таблице Менделеева?

- Aurum?

- Да, латинское название звучит близко к названиям в древнеиндийских языках. Золото влияет на ауру человека. Остальное - следствия измененной ауры.

- Человек может иметь прибыль, например, акционер, но не иметь дела непосредственно с золотом.

- Достаточно того, что он притягивает мысленный образ.

- В этих местах есть золото?

- Нет. С Дальстроя тут было, наверное, пять или шесть партий геологов.

- Ты мыл золото?

- Нет. Золото нужно тому, кто хочет жить в городе. Не само по себе.

- Что значит “не само по себе”?

- В городах нужно не золото, а его символы - деньги. Умнее охотиться за символами.

- Где ты возьмешь деньги, когда пойдешь в город?

- Ты займешь мне на месяц жизни?

- Да.

- В городах ничего не меняется кроме узоров на деньгах. За месяц я найду доходное дело.

- Знаешь, ты давно не был в городах. Сегодня миллионы неглупых современных людей ищут доходное дело. Жесткая конкуренция, и у них ничего не получается.

- Говорю тебе: в городах ничего не меняется. Твои миллионы только хотят, но ничего не делают, или с большей-меньшей активностью функционируют в уже сложившейся системе. Любой неглупый человек, который будет что-то делать, будет иметь доход.



1998

09.05

В 1998 я искал поводы для ее обсуждения темы долголетия. Чаще всего разговоры по моим “поводам” кончались практически мгновенно, и я долго не мог задать следующий вопрос.

- Ты не видел сериал “Горец”?

- Нет. Почему ты спросил?

- Там главный герой бессмертен. Он живет с девушками и совершает подвиги.

- Это - подростковые мечты. Если бы кто-нибудь жил действительно долго, он бы не вмешивался в эту суету.



1998

09.05

Чуть-чуть удачнее были прямые вопросы, но, к этому времени (или сразу?) Шаман понял мой интерес и, по своей вредной привычке развлекаться по любому поводу, подшучивал над ним.

- Сколько ты собираешься жить?

- Я готов умереть сегодня.

- Но если ты не умрешь, сколько ты хочешь жить?

- Это зависит не только от меня. (Смеется.)

- Но настолько, насколько это зависит от тебя?

- Как и любой йог.

- Это мне непонятно.

- Столько, сколько намерен оставаться в этом теле. (Смеется.)

- Я не знаю йоги. Сколько ты хотел бы оставаться?

- Годы катятся, катятся, и они так похожи друг на друга, что я не знаю, сколько мне лет.

- Но ты можешь посчитать.

- Умом я знаю, сколько, но чувствую их как пять-семь.



1998

19.07

Упоминание Шамана о его занятиях йогой позволило мне задать ряд вопросов, но разговор получился каким-то раздражающим, двусмысленным и пустым. Я хотел убрать его из этой публикации как ничего не значащий, но понял, что он значим, хотя эта значимость почему-то неприятна.

- Ты говорил, что ты - йог.

- Я - йог по-своему.

- Как это?

- Как в русских сказках Баба-йога и Кощей Бессмертный. (Смеется.)

- Мои студенты дали бы еще пару версий названия “Баба-Яга”.

- Какие?

- Например, есть версия, что была группа племен “йага”, или, что на одном из диалектов старославянского слово “яга” обозначает воина.

- Смотри-ка, век живи, век учись. Моя версия шуточная, и я больше говорю о Кощее.

- Ты думаешь, что были реальные прототипы?

- Конечно. Люди боялись их как всего непонятного.

- Их убили добры молодцы?

- Возможно, какие-нибудь авантюристы тех времен.

- Почему “Кощей” это допустил?

- Мы не знаем точно, допустил ли.

- А злодеяния, похищения Василис?

- Это - вряд ли. Они могли бы все организовать без ссор.

- Они были влюблены?

- Хочется, чтобы сказка была красивой? Мы не узнаем.

- Ты не похож на Кощея, скорее - на какого-нибудь ветерана из боевика.

- Прототип, возможно, был сухонький. Да и жил не в приполярных горах. Ты видел худощавого моржа, нерпу, медведя?

- Скоро везде будут жить люди. Куда уйдут Кощеи?

- Наверное, уже мимикрировали и живут в городах. С другой стороны, здесь места будет полно.

- Со временем эти края освоят.

- Не раньше, чем изменится климат.

- Почему ты так думаешь?

- Когда ты учился, еще изучали “Капитал” Маркса?

- Изучали, при чем здесь это?

- Ты, наверное, плохо учился. Рубль, вложенный в развитие производства здесь, всегда даст меньше прибыли, чем рубль, вложенный в более мягком климате. Здесь больше затрат на энергию, здания и содержание работника при равной производительности.

- Но здесь будут развиваться особые производства.

- Только заповедники. Все остальное будет дороже вложенных денег.

- Не знаю, как спросить. Где твоя любимая женщина?

- Она со мной.



1998

19.07

Сначала я думал, что здоровье Шамана во многом обусловлено его жизнью в экологически чистых условиях и натуральными, “без химии” продуктами. Последующие наблюдения заставили в этом усомниться. Например, когда мы выпивали с браконьерами, Шаман не пропускал ни одной и закусывал со всеми даже весьма сомнительными консервами 28) . В холодные дни он спал вместе со всеми в трюме возле чадящей “дэски”29) , хотя я спать там не мог и предпочитал мерзнуть наверху.

28) В экипаже есть повар, но, когда идет рыба, он работает со всеми. Никто не готовит, нет ни сил, ни желания.

29) Дизельная электростанция.

- Ты засоряешь организм парами солярки.

- Организм сам очистится.

- Не лучше ли жить по-возможности в экологически чистых условиях.

- Лучше в меру.

- Экологическая чистота в меру?

- Человек не может вечно отгораживаться от мира. Мир все равно прорвется.

- Если будет развиваться экологическое сознание......

- Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.

- И пусть все засоряется?

- Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.



1998

20.07

Оказывается, я долгое время не обращал внимание на часто произносимую Шаманом фразу “настало время”. Настолько не замечал, что ее почти нет в моих записях. “Вдруг” сегодня эта фраза стала выпуклой, заметной. Стало понятно и то, что фраза эта и раньше произносилась в определенных ситуациях: “настало время сменить настои трав”, “настало время изменить порядок лечения”, “настало время прекратить лов”... .

- Почему время идти по грибы “настало”?

- Все имеет свой ритм, надо его чувствовать.

- Вчера мы не собрали бы грибов?

- Собрали бы меньше и с затруднениями.

- То есть результата все же можно добиться и не чувствуя ритма, если приложить больше энергии?

- Далеко не всегда.

- Почему?

- Помнишь задачку? Одна женщина может родить за девять месяцев. За какое время могут родить девять женщин?

- В жизни человека много ритмов, которые нельзя обойти?

- Много. Не знаю всех.

- Что будет при искусственном ускорении этих ритмов?

- Простое разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье.

- Но социум часто заставляет человека ускоряться.

- Поэтому многие долгожители живут не в ритме социума.

- Человек стареет и разрушается от искусственного ускорения?

- Человек стареет оттого, что не изменяется вслед за изменением ритмов и отношений окружающего мира. Рассогласование ведет к дисгармонии, а она - к разрушению.



1999

01.01

Молчание Шамана и его многочасовое неподвижное сидение является особой практикой. Однажды во время такого сидения я провел ладонью перед открытыми глазами Шамана и убедился, что зрачки не дрогнули. Закончив сидение, Шаман сказал, чтобы я больше так не делал.

- Ты видел ладонь?

- Все твои действия.

- Почему не сказал сразу?

- Был занят важным делом.

- Всегда контролируешь ситуацию?

- Нет.

- Опасно?

- Полный контроль все равно невозможен. Любой Леший имеет темп больше твоего.



1999

02.01

Шаман очень расчетлив, поэтому, практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.

- Что ты делаешь в это время?

- Соответствую идее самого себя.

- Что за “идея себя”?

- Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...

- И что?

- Чем больше реальные Иванов-Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.

- При чем здесь идеи?

- Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.

- Как это?

- Например, идея Платона о мире идей. Платона давно нет, а идея есть. Где она? Когда? В тебе, мне, в московском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.

- Идеи Иванова-Петрова тоже вне времени и пространства?

- Конечно. Поэтому они неразрушимы.

- Человек может быть неразрушим, соответствуя своей идее?

- Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный.



2000

10.10

Шаман уже несколько суток молча сидел за моим компьютером, отрываясь ненадолго поесть и поспать. Мы почти не говорили. Понимая Шамана, который встретился с компьютером впервые, я оформлял свои записи на кафедре. Зашнуровывая туфли, удивился, услышав, что он что-то говорит.

- Встань.

- Ты мне или компьютеру?

- Тебе. (Шаман сидел не оборачиваясь, пальцы его неторопливо стучали по клавиатуре, продолжая развивать “Цивилизацию”.).

- В каком смысле?

- Ты просил рассказывать тебе практики долголетия. Вот одна из них: обувайся стоя.

- Но мне удобнее сидя.

- Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специальная табуретка для этого, через два - еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К семидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоятельно.

- Согласен. (Я встал и обувался нагнувшись.) Но это не такая уж и практика долголетия.

- Именно тысяча таких мелочей и является практикой долголетия.

- Что-нибудь еще ты заметил в моей городской жизни?

- Да, ты ходишь медленно. Ходи быстрее среднего.

- А еще?

- Ты уже понял про эту практику.



2000

10.10

- Почему ты мне не сказал об этих практиках год назад, когда я просил?

- Как мог сказать, не видя, как ты живешь в городе.

- Ну, про шнурки или что-нибудь такое можно было.

- Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание - то, что сопровождается чувством узнавания, понимания, и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.



 

 

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека