К оглавлению
Гарма Ч. Чанга.     Книга: "УЧЕНИЯ ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ"

Перевод и аннотация Гарма Ч. Чанга


Продолжение: УЧЕНИЯ ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ



ЧАСТЬ II. Введение в шесть йог НАРОПЫ

Краткое изложение ДРАШИ НАМДЖХАЛА

Поклон Гуру Дордже-Чангу

Тождественность ноумена и феномена -
Это реальность Дхармы.
Единство Мастерства и Мудрости
Дарует Путь Блаженства-Пустоты.
Тождественность всех форм и Пустоты -
Плод Трикайи 18).
Ваджрадхаре 19), который указывает Путь,
Мой поклон.

   Успокоившему тело, речь и ум,
   Мастеру трех Йог 20),
   Обретшему Высшее Достижение 21);
    Гампопе 22), несравненному Гуру
   Мой искренний поклон.

Блаженная Пустотность Йоги Тепла 23) -
Это суть магической игры.
Йога Иллюзорного Тела и Сновидений -
Это Суть Света.

   В царстве Бардо 24) достичь Трикайи -
   Это выше рождения в Чистой Земле Будды.
   Всем Гуру линии передачи,
   Освоившим все эти йоги,
   Мой искренний поклон.

Суть Наставлений 25) этих Шести Йог 26)
Излагается здесь для помощи тем, кто способен.
О, Властелин Тайн 27) и Господин Дакинь 28),
Молю Тебя - направь нас Своим благословением.

Это Учение дается для тех, кто отрекся от мира и стремится к достижению состояния Будды уже в этой жизни. Для того чтобы помочь способным практикующим, посвятившим себя Двум Йогам 29) , быстро достичь Трикайи, дается это изложение квинтэссенции Учения Глубинного Пути.

Вначале мы кратко рассмотрим основополагающие принципы практики (Шести Йог); затем мы обсудим различные виды практики в деталях, и наконец, будет дан краткий комментарий к результату практики, или к Достижению.




Основные Принципы Тантрической Практики

Главные принципы этой (Тантрической) практики основаны на понимании (соотношения между "человеческим телом" и "Телом Состояния Будды"). Поэтому следует понять природу энергий (пран), психических нервов (нади) и секреций (бинду), а также всех функций физического тела. В общем, йогин должен знать строение Ваджра-Тела, состоящего из Шести Элементов 30) , - то, как оно было создано, о его существовании и распаде. Подробно он должен знать, как функционируют нади, праны и бинду, четко понимать природу ума и то, какие различные формы он способен принимать. Ему необходимо знать о том, что все вещи являются проекцией Алайя-Сознания 31) в его грубых, тонких и тончайших проявлениях. Под грубым проявлением подразумевается целостная тотальность Семи видов Сознания 32) ; тонкое проявление указывает на восемьдесят видов отвлекающих мыслей 33) ; самое же тонкое означает стадии "Открытия", "Роста" и "Достижения" 34) .

Следует также ознакомиться с теорией относительно того, как и почему эти три феномена возникают и исчезают. Кроме того, следует иметь четкое представление об основных тантрических принципах Основы, Пути и Достижения 35) : желания-страсти, подлежащие трансформации, Путь, по которому следует идти, и Великая Мудрость, которую предстоит постичь. Все это должно быть очень тщательно изучено, после чего - глубоко обдумано.




Практика шести ЙОГ

Прежде чем заняться основной практикой Шести Йог, необходимо выполнить некоторые предварительные условия. Сюда входят основные виды медитации (на преходящей природе жизни, страданиях в Самсаре, трудностях получения благоприятного рождения, в котором можно практиковать Дхарму, на решительном отречении от этой жизни, доброте и сострадании ко всем людям, а также на беспредельном Уме-Бодхи), постижение великой Цели и клятва привести все живые существа к состоянию Будды. Только посредством этих практик возможно закладывание прочного фундамента Дхармы. Затем йогин может перейти к предварительной Тантрической практике, как описано ниже.

Для освобождения от мирских привязанностей и закладывания прочного фундамента последующей медитативной практики высоких ступеней Шести Йог ученик должен вначале получить четыре полных посвящения Демчога 36) и практиковать Йогу Восхождения 37) до тех пор, пока не достигнет уровня определенной стабильности. Для того чтобы преодолеть инертность и лень, он должен медитировать на смерть; для того чтобы преодолеть все препятствия на Пути - молиться Буддам и пробуждать Ум-Бодхи; для обеспечения достаточных средств на пути Дхармы ему необходимо подавать милостыню и совершать подношения Мандале; для очищения от последствий грехов и дурных проступков он должен совершить покаяние и выполнять повторение Мантры Ваджрасаттвы и, наконец, для того, чтобы получить Благословения, ему необходимо практиковать Гуру-Йогу. Каждая из этих предварительных практик может быть выполнена за период от пяти до семи дней. Указания к их проведению и ритуалы описаны в других книгах.

Основная практика Шести Йог представляет собой указания по:

1. Йоге Думо, или Йоге Тепла - Основе Пути.
2. Йоге Иллюзорного Тела - Опоре Пути.
3. Йоге Сновидений - Критерию Пути.
4. Йоге Света - Сути Пути.
5. Йоге Бардо - тому, с чем сталкиваешься на Пути.
6. Йоге Трансформации (или Переноса Сознания) - Ядру Пути.



1. Наставления по йоге ДУМО, или йоге тепла

A. Предварительная практика

Основная практика Йоги Тепла состоит из пяти последовательных этапов:

    I.   Визуализация Пустотности Тела.

    II.  Визуализация основных Психических Нервов, или Нади.

    III. Дыхательные упражнения (Вазы).

    IV.  Манипуляции с Бинду.

    V.   Упражнения с телом.

I. Визуализация Пустотности Тела

В первую очередь йогин должен обратиться с молитвой к своему гуру, с тем чтобы увеличение Тепла Думо было успешным и стабильным. Ему необходимо принять "Семиричную позу Будды Вайрочаны": скрестить ноги в Позе Лотоса, поместить одну руку на другую на уровне ниже пупка, выпрямить спину, чтобы она была прямой, подобно стреле, слегка наклонить шею, чтобы "сжать" горло, язык упереть в небо, глаза сфокусировать на кончике носа. Затем йогин визуализирует свое тело как тело Покровителя Будды, но пустое внутри, подобно воздушному шару. От головы до пальцев ног - только пустота. Если он не может визуализировать пустым все тело целиком, он может представлять его таковым по частям. Например, визуализировать пустотность головы, шеи, рук, груди и т.д., пока не получится общее четкое представление. Затем йогину необходимо визуализировать свое тело разных размеров - маленьким, как горчичное зерно, или громадным, как вся Вселенная, но все время пустым внутри. Требуется практиковать эту технику с огромным старанием, пока не появится предельно четкое видение пустого тела.

II. Визуализация основных Психических Нервов, или Нади

Когда видение пустотности тела станет отчетливым, йогин может перейти к визуализации Центрального Канала, находящегося в центре тела. Причем верхняя часть Канала доходит до макушки головы, затем, изгибаясь, спускается к межбровью, нижняя часть канала доходит до точки, находящейся на расстоянии четырех пальцев ниже пупка; толщина Канала равна толщине бечевки, цвет его - белый снаружи и красный внутри. Йогин должен также визуализировать два других Канала, а именно - Правый и Левый (Рома и Джунма). Их толщина равна толщина стрелы; Правый Канал - красного цвета с легким белым оттенком, а Левый - наоборот. Эти два Канала тянутся параллельно Центральному, но на расстоянии около полудюйма (1,3 см) от него. Их верхние части также доходят до макушки головы, а затем спускаются к обеим ноздрям. Все три Канала являются полыми внутри, прямыми, четкими и прозрачными. В некоторых наставлениях говорится что Центральный Канал равен по толщине стреле, а два других - стеблю (пшеницы); что Правый и Левый Каналы следует визуализировать как кишки козы - старой и дряхлой; что Центральный Канал следует визуализировать имеющим голубой цвет, Правый - красный, а Левый - белый; в других источниках говорится, что все три Канала белые снаружи и красные внутри. Хотя эти указания отличаются друг от друга, для своей практики можно выбрать любое из них.

В некоторых источниках имеется дополнительное указание, что верхняя часть Центрального Канала доходит до Врат Чистоты 38) , а нижняя тянется вниз к отверстию в половом органе. Но я думаю, что все же лучше придерживаться указаний, изложенных выше.

Когда эти три Канала 39) видятся отчетливо и ясно, йогин может перейти к визуализации Четырех Чакр 40) в голове, горле, груди и пупке соответственно. Пупочная Чакра также имеет название "Центр Трансформации", и от нее отходят вверх шестьдесят четыре нади, подобно спицам перевернутого зонта. Сердечная Чакра также называется "Центром Дхармы", и от нее вниз, подобно спицам зонта, отходят восемь нади. Горловая Чакра называется "Центром Наслаждения", и от нее вверх отходят шестнадцать нади. От Головной Чакры, "Центра Великой Радости", тянутся вниз тридцать две нади. Все четыре Чакры связаны с Центральным Каналом, или лучше сказать, что они отходят от него подобно спицам, отходящим от рукоятки зонта. От конца каждой нади ко всем частям тела тянутся многочисленные тонкие "нервы", образуя неисчислимое множество плексусов, или сплетений. Все эти многочисленные полые нади внутри красного цвета, снаружи - белого. Некоторые утверждают, что они либо красные, либо желтые. Другие говорят, что Горловой и Пупочный Центры красного цвета, Сердечный Центр - белого, а Головной - зеленого. Однако для практики можно выбрать любой вариант. Если трудно отчетливо визуализировать их все сразу, следует вначале визуализировать их по частям. Но очень важно, чтобы визуализируемая картина была предельно отчетливой (особенно три основные нади, или Канала, и Четыре Чакры). В некоторых источниках указывается, что к этим Четырем Чакрам следует добавить Теменную Чакру и Сакральную Чакру, что, таким образом, составит всего шесть чакр. Некоторые говорят, что можно визуализировать все 72000 нади, находящихся в теле. Но я думаю, что можно обойтись без этих дополнительных Чакр и нади.

III. Дыхательные Упражнения Вазы

Лучшее время для выполнения Дыхания Вазы - когда поток воздуха равномерно проходит через обе ноздри. Если через одну ноздрю проходит больше воздуха, чем через другую, следует лечь на этот бок и большим пальцем закрыть эту ноздрю, принуждая воздух проходить через другую. После некоторого количества вдохов-выдохов поток воздуха будет проходить равномерно через обе ноздри.

Теперь следует сесть, закрыть пальцем левую ноздрю и сделать длинный выдох через правую. Затем (после вдоха) сделать короткий выдох, после него - длинный и мягкий. Выполнив это трижды, следует сделать то же с левой ноздрей и, наконец, с обеими ноздрями сразу.

Выдыхая, йогин должен удалять вместе с воздухом все препятствия, грехи и болезни тела. Тем, кто ранее никогда не практиковал это упражнение, лучше зажимать ноздрю указательным пальцем одноименной руки во время выдоха. Совершая дыхание через обе ноздри, йогин может поместить оба кулака на колени. После каждого выдоха он должен глубоко вдохнуть и, прежде чем выдохнуть, слегка наклонить голову. Это упражнение называется "Дыхание Девяти Потоков", и его следует выполнять лишь один или два раза в начале медитации. Если практиковать его очень интенсивно, это может вызвать головную боль и нарушения дыхания. Но иногда, если возникает потребность, можно выполнить его и во время медитации.

А теперь - главная практика Дыхания Вазы.

Сесть, как указано выше, выпрямив спину. Под ягодицы положить подушку или сложенное одеяло толщиной примерно три дюйма (7,5 см). Затем сделать длинный и легкий вдох, как бы вжимая воздух в область ниже пупка, и вместе с воздухом проглотить слюну. После этого слегка сократить мышцы сфинктера и удерживать воздух в Пупочной Чакре.

Когда йогин обретет способность опускать воздух вниз легко и свободно, он может начать сжимать мышцы сфинктера сильнее, чем прежде, не двигая при этом брюшными мышцами. Этот прием - опускание и сжатие верхнего воздуха, поднятие нижнего воздуха и смешивание их в Пупочном Центре так, что нижняя часть живота выдувается и принимает форму вазы или кувшина, - именно по этой причине называется "Дыхательным Упражнением Вазы".

Когда йогин больше не может удерживать воздух, он должен сделать очень короткий вдох для уменьшения напряжения, а после этого произвести три волнообразных движения животом и постараться еще раз удержать воздух, насколько возможно. Когда он больше не в состоянии делать это, он должен слегка поднять голову и выдохнуть воздух как можно медленнее. Эти четыре процесса называются "вдох", "наполнение", "растворение" и "выброс" (или, еще более точно, "выстреливание").

Выполнять Дыхание Вазы следует с некоторыми визуализациями. Так, во время вдоха следует визуализировать праны Пяти Элементов пяти различных цветов, которые втягиваются в ноздри с расстояния около десяти дюймов (25 см) от носа; во время "наполнения" следует визуализировать воздух, опускающийся по обоим Каналам (и при этом как бы надувающий кишечник козы) и затем проходящий через место пересечения, входя в Центральный Канал и оставаясь в нем; во время фазы "растворения" следует визуализировать воздух, циркулирующий (внутри) Центрального Канала; и, наконец, выполняя "выброс", следует визуализировать Тиг Ле 41) , символизирующую собой Сущность Праны-Ума 42) , вырывающейся через Центральный Канал и Головную Чакру. Однако эту визуализацию фазы "выбрасывания" следует выполнять лишь один раз в самом начале медитации, т.к. слишком частое ее повторение может привести к неприятным последствиям.

Как утверждают некоторые Гуру, во время процесса "выброса" следует представлять, как воздух выходит из тела через точку между бровями. Согласно другим наставлениям, праны Пяти Элементов должны визуализироваться как пятицветные лучи света, исходящие из многочисленных крошечных молний (дорджей) треугольной формы. Эти крошечные дорджи входят в тело, проявляются и остаются в нем во время процессов вдоха, выдоха и задержки соответственно. Некоторые утверждают, что во время процесса растворения следует вначале визуализировать, как воздух заполняет Центральный Канал, Четыре Чакры и, наконец, все нади тела в целом; но другие критикуют этот метод как приводящий к утечке воздуха из тела.

Не рекомендуется начинать практику с этого интенсивного вида Дыхания Вазы, поскольку, несмотря на то что от этого можно получить какие-то временные переживания, в конечном итоге польза будет небольшая; кроме того, практикующий столкнется с многочисленными (другими) трудностями. Поэтому начинающему не рекомендуется практиковать интенсивный вариант Дыхания Вазы; лучше всего ему выполнять мягкую практику Дыхания, что принесет ему громадную пользу и минимум или вообще никаких неприятных последствий. Также большой совет новичку - не практиковать никакой из интенсивных видов Дыхания Вазы, пока он не достигнет мастерства в мягких упражнениях. Мягкие упражнения Дыхания Вазы - это задержка воздуха на короткое время, выдыхание его прежде, чем начнет ощущаться какое-то напряжение, затем сразу же следует сделать следующий вдох и опять задержать воздух. Этот процесс следует повторять восемь - десять раз, выполнив один полный цикл. После этого нужно немного отдохнуть, прежде чем повторить упражнение. Пытаться продлевать период задержки дыхания следует мягко и постепенно; никогда не следует дышать через рот, также при выполнении практики нужно всячески избегать задымленных и других неблагоприятных для дыхания мест.

Если практикующий в состоянии задерживать дыхание без напряжения в течение двух минут, считается, что он выполнил минимальное требование на пути к овладению пранами; задержка в четыре минуты считается средним показателем; в шесть и более минут составляет уже высшее требование.

Следует сказать несколько слов о (предварительных) признаках вхождения пран в Центральный Канал. Это происходит, когда в какой-то момент во время медитации воздух начинает течь плавно и равномерно через обе ноздри, затем дыхание становится предельно легким и, наконец, прекращается совсем. Однако это явление может также наблюдаться и при падении или утечке праны. В первом случае человек ощущает, что его ум затуманивается, становится сонливым; во втором - он не может добиться ясной, отчетливой визуализации. Но при вхождении пран в Центральный Канал эти явления не наблюдаются. Об этом большом различии следует постоянно помнить.

IV. Манипуляции с Бинду

Йогин должен визуализировать маленькую каплю (подобную капле росы), размером с небольшую горошинку, искрящуюся, но прозрачную, в точке между бровями. Необходимо размышлять об этой капле (Тиг Ле, или бинду), как о воплощении его собственного ума, и визуализировать ее до тех пор, пока она не будет видна предельно ясно. Затем, выполняя вдох, как описано выше, практикующий должен визуализировать, как Тиг Ле поднимается из межбровья к верхней части Центрального Канала; во время фазы задержки он должен полностью сконцентрироваться на ней. Выдыхая, необходимо представить, как Тиг Ле стекает обратно в точку между бровями. Проделать это следует несколько раз. Затем нужно сделать глубокий вдох и с усилием направить воздух в Пупочный Центр. Одновременно следует представить, что Тиг Ле падает в Пупочный Центр через Центральный Канал подобно тому, как маленький железный шарик летит вниз через трубу; сопровождаемый характерным грохотом; после этого, задержав дыхание, нужно сконцентрироваться на Тиг Ле в Пупочном Центре. Во время выдоха Тиг Ле снова возвращается в Головной Центр через Центральный Канал.

Для стабилизации и совершенствования в этой медитации) йогин должен вначале визуализировать Тиг Ле, падающей только в Горловой Центр, пока видение не станет предельно отчетливым без всякого усилия с его стороны. И, наконец, он может приступить к визуализации Тиг Ле, падающей вначале в Сердечный, а затем в пупочный Центр.

После овладения этой практикой йогин может перейти к концентрации на Тиг Ле в определенной Чакре (особенно Пупочном Центре), выполняя упражнения Дыхания Вазы от пяти до семи раз. Следует заметить, что во время вдоха Тиг Ле падает в нижние Чакры, во время задержки дыхания она остается в центральной Чакре, а во время выдоха возвращается в точку между бровями. В конце каждой медитации следует концентрироваться на этом Центре.

V. Упражнения с телом

Именно посредством упражнений с телом многие узлы в нади устраняются. Они улучшают протекание пран и Тиг Ле в нади, а также способствуют восстановлению поврежденных нади, пран и Тиг Ле. Поэтому йогин должен изучать и практиковать различные упражнения для тела, описанные в тантрических текстах, - это чрезвычайно важно. Особое внимание следует уделять практике Шести Вращательных Упражнений Наропы - основному упражнению Йоги Тепла - как в начале, так и в конце медитации. Для особых целей йогину также следует выполнять другие упражнения, которые можно найти в моей книге "Красная Книга Йоги Тепла". (В настоящее время эту работу нельзя достать ни на тибетском языке, ни в английском переводе.)

Итак, для создания прочного фундамента Йоги Тепла следует обратить особое внимание на следующие практики.

Сесть на пол со скрещенными ногами, подложив под ягодицы высокую подушку и привязав пояс из хлопка для закрепления талии и коленей с целью стабилизации позы на период медитации.

Приняв "Семиричную Позу Вайрочаны", как было описано выше, йогин может теперь начать выполнение упражнения Дыхания Вазы, но не следует делать эту практику в полдень или в полночь, на полный желудок или при сильном голоде. Самое лучшее время - когда воздух при дыхании равномерно проходит через обе ноздри 43) . Поэтому следует начинать практику тогда, когда дыхание только начинает проходить через обе ноздри. Основной упор в визуализации следует делать на видение огня Думо в точке пересечения Трех Каналов ниже пупка. Этот огонь Думо имеет форму тибетского слога А (изображения слогов, приведённых здесь и далее, см. в g-chang.pcx). (Также это может быть пламя овальной или миндалевидной формы с узким и тонким языком, сходящимся в точку, что напоминает изогнутую иглу или тонкий штопор). Огонь этот, красно-коричневого цвета, очень горячий и колеблющийся, способен вызвать сильное тепло и ощущение блаженства во всех нади тела.

Выполняя "вдох" и "наполнение", йогин должен представлять, как воздух течет вниз по Правому и Левому Каналам, и, подобно мехам, раздувает огонь Думо до невероятного жара; во время фазы "растворения" йогин должен думать о том, что все праны тела собираются у огня Думо и испаряются в нем. Во время выдоха (или "выброса") Думо по Центральному Каналу поднимается вверх.

Огонь Думо является основой Йоги Тепла, поэтому его следует визуализировать предельно отчетливо, с тем чтобы это тепло действительно появилось. (Если практикующий надеется достичь существенного прогресса), он должен добиться очень четкой и устойчивой визуализации Думо. Вначале яркий язык пламени Думо не стоит визуализировать большего размера, чем толщина пальца; затем постепенно он увеличится до размеров двух, трех и четырех пальцев. Этот яркий язык пламени Думо по форме тонкий и длинный напоминает изогнутую иглу или длинный волос щетины борова; он также обладает всеми характеристиками Четырех Элементов - прочностью земли, влажностью воды, теплом огня и подвижностью воздуха; но все же его главная отличительная черта - сильный жар, способный испарять праны и вызывать Блаженство.

Йогин, который выполняет вышеизложенные указания, сможет заложить прочную основу Йоги Думо и производить Тепло и Блаженство.

Некоторые утверждают, что, выполняя практику Йоги Тепла, йогин должен также визуализировать четыре биджа-слога 44) в Четырех Чакрах. Этот процесс описан в "Тантрах Хеваджры" и "Демчоге", но его нет в большинстве работ по Шести Йогам.


Сноски:
18) Трикайя: Три Тела Будды, т.е. Дхармакайя - Тело Реальности; Самбхогакайя - Тело Блаженства и Нирманакайя - Тело Трансформации. Дхармакайя представляет собой то, что изначально является нерожденным, трансцендентным, вне всяких признаков и неподвластно никакому описанию. Самбхогакайя - это божественное проявление Дхармакайи - Тело Величия и Славы, обнаруживаемое только в пределах Чистой Земли Будды. Нирманакайя - Тело Трансформации, воплощающееся в различных мирах во благо всех живых существ. назад к тексту
19) Ваджрадхара (Т.Т.: рДо. рДже. хЧан): согласно традиции Тибетского Тантризма, Будда Ваджрадхара считается первым Буддой, изложившим все Тантрические учения. назад к тексту
20) Три Йоги: скорее всего речь идет о Йогах, направленных на овладение контроля над телом, речью и умом. назад к тексту
21) Высшее Достижение: полное Просветление или Состояние Будды. назад к тексту
22) Гампопа: главный ученик Миларепы, великого ученого и йогина XII века, который занимался, в том числе, распространением учения Кагью в Тибете. назад к тексту
23) Думо (Т.Т.: гТум.Мо.; санскр.: Чандали): "мистический" огонь, или жар, образующийся в Пупочном Центре во время практики Йоги Тепла. назад к тексту
24) Бардо (Т.Т.: Бар.До.): промежуточное состояние между смертью и новым рождением. Согласно буддизму, это очень важное состояние, которое не только дает прекрасную возможность достижения Освобождения и Просветления, но и являет собой как бы перекресток для пребывающего в нем. Его судьба во многом определяется Бардо. См. раздел по Йоге Бардо. назад к тексту
25) Суть Наставлений (Т.Т.: Ман.Наг. (или) гДамс.Наг): можно перевести также как "Ключевые Наставления", которые содержит суть Тантрического учения, передаваемого от Гуру к ученику, обычно в очень простой, точной, но практической форме. назад к тексту
26) Шесть Йог: Йоги Тепла Думо, Иллюзорного Тела, Сновидений, Света, Бардо и Трансформации (Переноса Сознания). назад к тексту
27) Властелин Тайн: одно из имен Ваджрадхары; некоторые утверждают, что это одно из имен Ваджрапани. назад к тексту
28) Дакини (Т.Т.: мКхах. хГро.Ма.; букв.: небесные путешественницы): Тантрические Богини, охраняющие Тантрическую Доктрину и служащие ей. Они не обязательно являются просветленными существами; существует много так называемых Земных Дакини (Т.Т.: хДжиг. рТен. мКхах. хГро.Ма.), которые все еще связаны с Самсарой. назад к тексту
29) Две Йоги: В Ануттара Тантру ("Высшая Тантра") входят две главные практики - Йога Восхождения (Т.Т.: сКйед.Рим.) и Йога Завершения (Т.Т.: рДсогс.Рим.). Первая Йога, название которой еще можно перевести как "Йога Развития или Сотворения", является подготовкой ко второй и главное внимание в ней уделяется практикам концентрации и визуализации. Она включает следующие этапы:
* Визуализация всех объектов и своего тела растворяющимися в великой Пустоте.
* Визуализация в Пустоте биджа-семени, трансформирующегося в тело практикующего, в образе Покровителя Будды.
* Визуализация Тела Покровителя Будды во всей его целостности, включая Три Основных Канала и Четыре Чакры.
* Визуализация Мандалы и отождествление всех проявлений с Состоянием Будды.
* Повторение мантры Покровителя Будды и применение особой визуализации для особых йогических целей.
* Визуализация всех объектов, включая Тело Покровителя Будды, растворяющимися в бидже Сердечной Чакры, а затем растворение биджи в великой Пустоте.
* Из Пустоты заново проецируются Покровитель Будда и Мандала.
В этой Йоге главное внимание уделяется визуализациям и основным видам йогической тренировки, с тем чтобы заложить прочный фундамент для практики Йоги Завершения. Но поскольку все это выполняется с сознательным усилием посредством "обыденного ума", этот процесс нельзя считать трансцендентным по природе; он предназначен лишь в качестве предварительной практики для подготовки к более высоким Йогам. Йога Завершения являет собой высшую практику Тантрической Йоги, главная цель которой - ввести кармические праны в Центральный Канал и трансформировать их в Свет Мудрости, достигнув таким образом реализации Дхармакайи. Затем йогин обучается тому, как произвести Самбхогакайю и Нирманакайю из Дхармакайи. В Йоге Завершения главными являются две Йоги - Тепла и Иллюзорного Тела, остальные - Йоги Света, Сновидения, Бардо и Трансформации - вспомогательные. назад к тексту
30) Шесть Элементов: земля, вода, огонь, воздух, пространство и сознание. назад к тексту
31) Алайя-Сознание (Т.Т.: Кун.гШи.Нам.Чес.) или Сознание-"хранилище" - то, что сохраняет или "запасает" все воспоминания и привычки. Оно также именуется Фундаментальным Сознанием, Изначальным Сознанием, Сознанием Созревающей Кармы и так далее. Как Йогачара, так и Тантрический Буддизм особо подчеркивают важность и необходимость изучения этого Сознания. Когда йогин достигает Состояния Будды, оно трансформируется в так называемую "Мудрость Великого Зеркала". назад к тексту
32) Семь видов Сознания: Сознание видения, слышания, обоняния, осязания, вкуса, распознавания (ума) и привязанности-эго. Эти семь вместе с Алайей составляют восемь видов сознания. назад к тексту
33) Из-за того, что в настоящее время нет соответствующих тибетских справочных изданий, переводчику не удалось дать точное определение этим "восьмидесяти видам отвлекающих мыслей". назад к тексту
34) Открытие, Рост и Достижение (Т.Т.: сНан. Ба., рГьяс. Ба., (и) Тхоб. Ба.). Это три стадии, на которых последовательно возникают Три Пустоты и одно за другим во время процесса "Растворения Праны-Ума" утихают восемьдесят дуальностей и Желаний-Страстей. Это может произойти перед сном, во время смерти и при вхождении праны в Центральный Канал. См. раздел по Йоге Света. назад к тексту
35) Основа, Путь и Достижение (Т.Т.: гШи. Лам. хБрас. Бу.). Эти три термина часто используются в Тибетских Тантрических текстах. Основа (Т.Т.: гШи.) подразумевает основополагающие принципы Тантрического Буддизма; Путь (Т.Т.: Лам.) - это практика или путь действия, находящийся в полном согласии с принципами "Основы"; и Достижение или "Плод" (Т.Т.: хБрас. Бу.) - это полная реализация принципов "Основы". Так, например, Основа Шести Йог покоится на убеждении, что исконная природа Будды, без которой никакая практика не могла бы обеспечить достижение Трикайи Состояния Будды, находится в механизме тела-ума самого человека. Основа, таким образом, является причиной, семенем или потенциалом Трикайи во всех живых существах; Путь Шести Йог - это практика, разработанная в рамках этого основного принципа; и Достижение - это полная реализация Трикайи. назад к тексту
36) Демчог (Т.Т.: бДе.мЧхог.; санскр.: Самвара): важное тантрическое божество Матери Тантры. назад к тексту
37) Йога Восхождения (Т.Т.: сКйед. Рим.): см. прим. 12. назад к тексту
38) Врата Чистоты (Т.Т.: Тшанс. Бу.; санскр.: Брахмарандра): скрытое "отверстие" на макушке головы. Это единственные Врата, или выход, через которые сознание человека может покидать тело и затем рождаться в Чистой Земле Будды. назад к тексту
39) Три Канала: Центральный (Т.Т.: дБу. Ма.), Правый (Т.Т.: Ро. Ма.) и Левый Канал (Т.Т.: рКьян. Ма.). Это три главных мистических Канала, или нади, в теле. Все они расположены в центральной части тела, пролегая параллельно друг другу. Утверждается, что Правый Канал соотносится с солнечной системой, Левый - с лунной системой, а Центральный - с единством солнца и луны. Правый и Левый Каналы считаются Самсарическими, а Центральный - ведущим к Нирване. Отчетливая визуализация этих трех Каналов является одной из предпосылок к успешной практике Шести Йог. назад к тексту
40) Четыре Чакры (Т.Т.: рТса. хКхор. бШи.), или Четыре Центра, расположены в голове, горле, груди и пупке соответственно и связаны с Центральным Каналом. Головная Чакра также называется Центром Великого Блаженства; Горловая Чакра - Центром Наслаждения; Сердечная Чакра - Центром Дхармы и Пупочная Чакра - Центром Трансформации. назад к тексту
41) Тиг Ле (Т.Т.: Тхиг. Ле.; санскр.: Бинду) означает "капля" или "точка", в тантрических текстах символизирует "эссенцию" жизненной энергии, а именно - мужскую сперму и женскую "кровь". В более широком смысле Тиг Ле обозначает все виды секреций в теле, особенно относящиеся к эндокринной системе. Тиг Ле также является эквивалентом Ума-Бодхи, когда этот термин используется в Тантрическом смысле. назад к тексту
42) Прана-Ум (Т.Т.: Рлун. Семс.): см. Введение и прим. 2 к нему. назад к тексту
43) Закрывая пальцем левую ноздрю и вдыхая через правую, а затем наоборот - закрывая правую и вдыхая через левую, можно скоро обнаружить, что через одну из ноздрей воздух протекает более свободно, чем через другую. Согласно "Тантрической физиологии", в пределах каждых двадцати четырех часов существует всего шесть периодов, в течение которых воздух проходит равномерно через обе ноздри. Утверждается, что это происходит благодаря чередованию "смены праны" в Пупочной Чакре. Принимая во внимание время и силу потоков воздуха через ноздри, йогин способен предсказать много важных событий, влияющих на него самого и на мир в целом. Это искусство подробно и полно излагается в книге Кармапы Рангджанг Дордже "Глубинное внутреннее значение" (Т.Т.: Заб. Мо. - Нан. Дон.) (в настоящее время перевода этой книги нет), а также в других источниках. назад к тексту
44) Биджа-слоги (Т.Т.: Са. Бон., означающее "семя") являют собой сущность или основные символы того или иного божества, Чакры, элемента и т.д. Считается, что путем работы с биджа-слогом можно пробудить тот элемент, который он представляет, или овладеть им. назад к тексту




ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека