Ольга Мазур


Биоэнергетический анализ Александра Лоуэна –
истоки телесно-ориентированной психотерапии


  Все священные книги - причина Ошибочных мнений.
1. Что человек разъят на Тело и Душу.
2. Что Действие, то есть Зло, от Тела; а Мысль, то есть Добро, от Души.
3. Что Бог будет вечно казнить человека за Действия.

Но Истина - в Противоположном:
1. Душа и Тело неразделимы, ибо Тело- частица души и его пять чувств суть очи души.
2. Жизнь- это действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой.
3. Действие - вечный восторг
  Вильям Блейк
«Бракосочетание Рая и Ада» (1790 г.)

«Мыслю – следовательно, существую». Популярное выражение Декарта, похожее на девиз. Именно мыслить мы учимся в школе, а потом в институте, для того, чтобы стать полноценным членом общества. Таким же, как все, а, может быть, и лучше. Мы грызем гранит науки, вырастаем, получаем дипломы, становимся умными и важными. Настоящими серьезными взрослыми. Но по-прежнему не мысли, а сердце поёт или стонет, кто-то невыносимый сидит у нас в печенках, на что-то неприятное нам хочется наплевать, а от того, что мы не хотим принимать, нас тошнит. Почему мы так говорим? По спине бегут мурашки, от ужаса дрожат коленки и волосы встают дыбом, голова идёт кругом или раскалывается, ноги прирастают к земле. Это только поэтические образы или мы на самом деле живём именно так? И как связаны тело (которое тает от нежности, каменеет от страха, дрожит от гнева, тянется к теплу и прикосновению) - и мысли? Что управляет нами? Где – настоящий «я»?

Если «я», Человек Разумный - это прежде всего мои мысли, то почему фактически бесполезным для лечения тяжелых эмоциональных расстройств оказался психоанализ - знаменитая система Зигмунда Фрейда, основанная на глубинном анализе мыслей, стремлений и чувств человека? Поначалу Фрейд считал, что осознать свои скрытые мотивы, желания, корни своих неврозов, вывести их из подсознания в сознание – этого будет достаточно для того, чтобы избавиться от психологических проблем. К психоаналитику пациент должен был ходить годами – два-три раза в неделю, как часы, он ложился на кушетку в кабинете и вёл беседу. Это называлось «пройти курс анализа». Годы шли, пациент раскапывал в прошлом и осознавал корни своих неврозов, узнавал о себе и своих отношениях с ближайшими родственниками то, о чем он и помыслить не мог, а воз неврозов оставался на том же самом месте. И бум психоанализа, имевший место в первой половине ХХ века, постепенно сошел на нет. Несмотря на то, что сам Фрейд считал, что «я» человека – это прежде всего телесное, изобрести метод лечения, который бы воплотил его великие открытия, ученому так и не удалось.

В ХХ веке появилось новое слово - «психосоматика». Сома – тело. Психея - душа. Понятие «психосоматика» пытается слить их в одно. Его начали употреблять и медики, и психологи - мысль о том, что многие телесные недомогания обусловлены психологическими проблемами, или, как говорят в быту, «все болезни от нервов», постепенно проникает в медицину, а идея того, что многие (а, может быть, и все) психологические проблемы проявляются в телесных блоках, все шире и шире используется психологами-практиками: оказывается, со страхами, депрессиями и неврозами можно эффективно работать не напрямую, а через коррекцию так называемых "мышечных зажимов" - хронических напряжений в мышцах, которые человек не осознает. Такие мышцы не расслабляются даже во сне и часто человек не в состоянии расслабить их при всем желании. Если мышечных зажимов у человека много, говорят о наличии целого мышечного панциря, и выражения «гибкий характер» или «жесткий человек» соответствуют реальному положению вещей – гибкости или зажатости его тела.

Ныне существует масса популярных книг авторов вроде Луизы Хей или Лиз Бурбо, которые призывают работать с собственными болезнями через принятие и прощение себя. Здесь всё просто: каждой болезни тела соответствует определенная психологическая проблема. Заглянул в книжку, нашел по алфавиту болезнь, прочитал про вызвавшую её проблему («Насморк возникает у человека, который столкнулся с какой-то запутанной ситуацией и растерялся. Ему даже может казаться, что ситуация плохо пахнет. Он способен заболеть насморком и из подсознательного расчета – что какой-то неприятный человек оставит его в покое из-за страха заразиться») - и работай, избавишься от проблемы – уйдет и болезнь. У авторов посерьезнее, как Р.Дальке или К.Штехер, можно почитать о «субъективной мифологии болезни» – они считают, что единого «значения» болезни нет, и болезнь следует анализировать в контексте конкретной жизненной ситуации. Например, тот же насморк у ребенка может быть средством привлечения внимания, а у взрослого человека - способом увеличить дистанцию, очертить свои границы. Курение может быть способом самоподдержки, суррогатом поддержки, а может быть агрессивным актом, средством выражения протеста. В той или мной форме анализ телесных проблем и работу с телом используют многие направления практической психологии второй половины ХХ века: гештальт-психология (Ф.Перлз), процессуальная работа (А. Менделл), позитивная психотерапия (Н.Пезешкиан). Появились ритмо-двигательная и танцевальная терапия. Все они признают, что есть некий механизм взаимосвязи и взаимовлияния психики и тела, все они этот механизм используют, но обходят стороной вопрос о том, как же этот механизм устроен. А основатель холотропной терапии С.Гроф вообще считал, что в конечном счете неважно, осознали ли вы разумом «послание симптома»: если в процессе терапии вам удалось запустить механизмы самоисцеления и телесный блок был проработан – соответствующая психологическая проблема исчезнет сама по себе (разработанная им методика – тема для отдельной статьи). Заметьте, этот подход прямо противоположен подходу Фрейда, который сводился к длительному многоступенчатому анализу проблемы при полном отсутствии работы с телом.

Иными словами, мысль о том, что тело и душа каким-то образом тесно связаны и взаимовлияют, просто витает в воздухе. Но КАК это происходит? И что, в конце концов, первично?

Между тем, ответ на этот вопрос давал человек, который стоял у истоков современной телесно-ориентированной психотерапии - американский психиатр Александр Лоуэн, один из основателей Института биоэнергетического анализа (1953 г). Тело и мысли человека он объединил через понятие «энергия», причем слово «энергия» Лоуэн использовал не как метафору (подобно многим современным психологам), а в совершенно буквальном смысле: «На поверхностном уровне психика и соматика воздействуют друг на друга. Однако на более глубоком уровне не существует ни психики, ни соматики, а есть только единый организм, имеющий в своем ядре биологическую энергию».

По мнению Лоуэна, любой невроз – это искажение или нарушение отношений человека с реальностью, а единственная достоверная реальность для человека – это собственное тело. Значит, чтобы вывести человека из невроза, надо прежде всего вернуть его сознание в состояние единства с телом. Поэтому работу с пациентами Лоуэн начинал с пристального внимания к их физическому облику: какова поза, осанка, мимика, жесты пациента? Как он дышит? Расслаблен или напряжен его живот? В каком состоянии находится его мышечная масса? Какие движения он может выполнять, а какие представляют для него трудность? И большая часть работы, которую предстояло проделать, сводилась к снятию хронического напряжения с мышц при помощи тщательно разработанной системы упражнений. Пациенты в его кабинете не только рассказывали о болезненных отношениях с близкими, но дышали, гнулись, приседали и колотили кушетку - и всё это для того, чтобы позволить, наконец, биоэнергии течь свободно, как когда-то в раннем детстве.

А курсирует биоэнергия в человеке, считал Лоуэн, между двумя полюсами, один из которых расположен в верхней части тела, а другой - в нижней. Верхняя часть тела в основном ответственна за поглощение энергии — либо в виде еды и кислорода, либо в виде получения впечатлений. Избыток энергии разряжается через движения или через половые органы в нижней части тела. У здорового человека эти два основных процесса - зарядки (наверху) и разрядки (внизу) - находятся в равновесии.

Большинство западных людей, считал Лоуэн, находятся в состоянии расщепления, которое в теле выражается напряжением в области диафрагмы и отсутствием брюшного дыхания. Энергетические потоки в теле буквально разделены на две части этим напряжением, и два полюса становятся не двумя точками амплитуды маятника, а враждующими лагерями. Разум такого человека воюет с чувствами, желания – с запретами. Неврозы и страхи при таком положении дел неизбежны.

Энергетически недозаряжеными у западного человека обычно становятся нижние части тела. Человек живет только верхней частью тела – разумом и анализом, при этом его сознание оторвано от корней (бессознательного). Он не может разрядиться как следует (в том числе имеется в виду и сексуальная разрядка), не чувствует связи с реальностью. Он «виснет» на иллюзиях, будучи не в состоянии спуститься на землю, пока не рухнет сама иллюзия, за которую он цеплялся. Но даже после этого он не удерживается на земле, а ищет следующую иллюзию. И только если человек чувствует свой живот и ноги, возможно избежать расщепления между сознательным и бессознательным, между эго и телом, духовностью и сексуальностью, между своей самостью и остальным миром.

Перенос чувств в живот и в ноги Лоуэн называет заземлением. Заземленный человек «твердо стоит на ногах» - чувствует твердую поддержку земли и мужество встать на нее или передвигаться по ней по своему усмотрению. Заземление у Лоуэна, как и все остальное, не просто психологическая метафора, а часть его биоэнергетической концепции. Оно похоже на заземление электричества: как при заземлении электричества происходит выход излишнего заряда, так и в человеке заземление служит для выхода телесного возбуждения.

Верхняя половина тела тоже часто имеет свои специфические области напряжения, которые мешают естественному глубокому дыханию. Жесткая, напряженная грудная клетка снижает ощущения в этой части тела, особенно связанные с сердцем. Когда сердце заключено в жесткую грудную клетку, любовь не может быть свободной, она зажата и ограничена. Спазмы мышц в плечевом поясе, которые препятствуют естественным движениям рук или походке, влияют на дыхание человека. Они не дают ему полностью выдохнуть, что вызвало бы ощущения в области таза. Эти спазмы подвешивают человека, будто на вешалку для одежды, не давая ему полностью достичь фазы выдоха дыхательного цикла.

Кольцо напряжения вокруг основания черепа влияет на подвижность челюсти, удерживая ее либо во втянутом, либо в вытянутом положении. Втянутая челюсть указывает на препятствия в самоутверждении, выступающая челюсть — символ твердости и неповиновения. Так как напряжение челюсти включает в себя и напряжения внутренних мышц, находящихся у основания черепа, то это кольцо напряжения блокирует поток чувств из тела к голове.

Существуют и другие области хронического мышечного напряжения, которые нарушают дыхательные волны и блокируют свободный поток энергии в теле. Например, спазмы длинных мышц спины и ног создают общую жесткость тела, которая мешает прохождению потока.

Для решения всех этих – и других - проблем Лоуэн разработал целую систему поз и упражнений, многие из которых потихоньку перекочевали в другие направления телесно-ориентированной терапии. Среди них особо известна «арка Лоуэна» - статичная поза, внешне совершенно несложная, но выполнить ее оказывается невозможно, если в теле человека есть хронически напряженные мышцы.

Только если в теле человека нет мышечных блоков, препятствующих свободному протеканию энергии, человек ощущает себя как единство и находится в гармонии с самим собой. Его чувства не спорят с разумом, его сексуальность не мешает духовности. Его действия спонтанны, свободны, а поведение так же гибко, как и его тело.

Мыслю – следовательно, существую? Быть может, и так.
Тогда действую – значит, живу.


К публикациям по теме "ФИЛОСОФИЯ и ПСИХОЛОГИЯ"

 

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека